Вчера закончился третий сезон телешоу «Голос». Наверное, есть такие, кто не знает об этой передаче. Если кратко – это конкурс певцов ртом. Вначале проходят прослушивания, в ходе которых четыре наставника набирают себе участников. Потом начинаются конкурсные выступления, в ходе которых контингент просеивается, и в конце концов остается по одному участнику от каждого наставника. В финале зрители голосуют, победитель получает какие-то призы. На следующий год все начинается снова. Стоит ли говорить, что о победителе помнит лишь организатор шоу – телеканал «Первый», и все эти победители начинают кочевать по телеконцертам, исполняя одно и то же.
На протяжении трех сезонов неизменно побеждал «воспитанник» одного и того же наставника – певца Градского. Я об этом певце впервые узнал именно из этого шоу. Оказывается, заслуженный артист. Уже несколько десятилетий заслуженный. Кто такой – хрен знает. Что поет – хрен знает. Заслуженные – они всегда такие. Наверняка найдутся те, кто расскажет, что это мол очень важный человек для всей нашей культуры. Помню, перед олимпиадой он выступил с песней про то, что все разворовали, все плохие. Говорили, что за этот смелый поступок он лишится места наставника. Не лишился.
Помимо Градского в наставниках сидели следующие персонажи. Дима Билан, как представитель нового шоу-бизнеса. Половину сезона Билан нес откровенную чушь, вторую половину сезона провел на седативных, поэтому чушь стала еще и безсвязной. Еще была Пелагея, красивая тетка, известная исполнение всяких псевдо-фольклорных этнопесен. Тетка красивая, но Кадышева с Бабкиной, честно говоря, эту тему исполняют куда круче. Кто бы что бы там ни говорил. Наконец, последний наставник – Агутин. С 90-х так ничего и не спевший такого, за что его можно было бы назвать исполнителем с большой буквы И. За время шоу он даже чутка поседел. Годы берут свое.
Задача наставников – подбирать песни конкурсантам и «наставлять», то есть объяснять, как надо петь. После каждого выступления наставники по 10-20 минут рассказывали, кто сделал хорошо, кто сделал не очень хорошо, но всегда хвалили. Понять, в чем смысл их наставничества, было совершенно невозможно. Но пели их подопечные неплохо. Правда, выигрывал лишь тот, кому доставалась хорошая, подходящая песня. Понимаете, одно дело петь «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку», и совсем другое – Supremacy от Muse. Одно дело, когда тебе в один номер вставляют две арии из известнейшей рок-оперы и обеспечивают возможность переодеться, а другое, когда дают «Девочка созрела» в то время, когда ты мальчик, поешь в финале, а у соперника – шикарные декорации и номер.
Но страшнее всего другое. Войдя в конкурс «Голос» все участники практически теряли шанс на то, чтобы стать чем-то большим, чем звездой местного караоке или певцом из ресторана. Финалисты пели профессионально, вытягивая каждую ноту и проговаривая каждое слово. Но когда судят зрители, то им, в общем-то, плевать. Они голосуют за шоу и песню, а не за исполнителя. Потому и Бон, старавшийся изо всех сил, вылетел, а деревянная протеже Градского – победила. Кажется, вышедший на сцену Эрнст был удивлен не меньше других и, быстро и сдержанно поздравив победительницу, немедленно объявил, что в следующем сезоне наставники будут заменены. Может быть он тоже понял, что это шоу превратилось в просто шоу, а не конкурс. Из него исчезла вся интрига. Когда три наставника, вроде как должные соревноваться друг с другом, не вынимают языка из жопы четвертого, надо что-то менять. Когда в борделе дела идут не важно, меняют работниц, а не кровати двигают.
Кто будет новыми наставниками – не так уж и важно. Как это повелось, у «Первого» любое шоу интересно ровно до конца первого сезона. Так было со всеми проектами. «Голос» продержался дольше лишь потому, что в этой передаче не меняли ничего. Теперь поменяют. И все станет еще хуже.
К сожалению, в жизни все практически повторяется. Есть аккуратные, исполнительные последователи своих наставников, только вот наставники в большинстве своем являются посредственностями. Их могут искусственно возносить на пьедестал, создавать им имидж, скрупулезно вспахивать вокруг них информационное поле. Но стоит им попробовать сделать что-то самостоятельно, как оказывается, что востребованность их стремится к нулю. В то же время те, у кого действительно можно чему-то научиться, стараются не распылять собственные усилия. Им не нужно искать самореализацию в воспитании кого-то, им не требуется материал для воплощения собственных фантазий. Они самодостаточны. Потому и востребованы. Почти всегда.
Помню, где-то на первых этапах были две девочки-близняшки из Томска. Глядя на них я очень хорошо представлял себе и их семью, и их жизненный путь. Абсолютные нули, выдавшие на прослушиваниях грамотно поданный номер (mr. Sandman на два голоса), провалились уже на следующем этапе. Не потому, что их было двое, а потому, что ни на что не способны, кроме как постановочный, вылизанный номер.
Был еще один индивид, многодетный. Почти сразу же он стал использовать свой статус и вытаскивать на сцену детей. Использовать детей в личных целях – край низости. Ну и песни выбирал правильные. Будучи по национальности кем-то с Кавказа, пел про Россию, и все такое. Когда Газманов завывает про златые купола, это выглядит нормально. Когда кавказец, выведя свой табор детей на сцену, начинает петь дифирамбы России, это выглядит убого. Не потому, что он такой национальности, а потому что выглядит натужно.
За время третьего сезона я не услышал и трех хороших номеров. Интерпретация Queen и Muse в исполнении посредственных певцов под руководством посредственных звезд была настолько унылой и, откровенно говоря, убогой, что оставалось лишь кривиться как от кислой ягоды. Не было ни одного номера, про который можно было сказать – да, это новое звучание, пусть и не лучше, но и не хуже оригинала. Была одна женщина с отличной эмоциональной составляющей и неплохим голосом, но вместо того, чтобы давать ей соответствующий репертуар, ее тупо слили на одном из этапов.
А чтобы слить участника, многого не надо. Достаточно дать ему песню, за которую точно не будут голосовать. Или дать такую песню, с которой на фоне участника с хорошей песней, он будет выглядеть отвратительно. Манипуляция просто ужасная, и самое обидное как раз заключается в том, что от участников на этом шоу ничего не зависит. Все они примерно одинаково талантливы, все они вполне подходят для ресторана или клуба. Но ни один из них не станет самостоятельной творческой единицей. По крайней мере, под руководством таких наставников.