Дочитал книгу «25 ситкомов, которые изменили американское телевидение». Чтение растянулось чуть ли не на год, и вовсе не потому, что читать на английском тяжко. Точнее, тяжко, но терпимо. Проблема заключается совершенно в другом. Эта книга не про то, как некие ситкомы изменили телевидение, а про то, как несколько десятилетий подряд меньшинства (разные) пытались внедрить американскому большинству новую нормальность. Не получилось. Но авторы с этим несогласны.
Вот смотрите, книга разбита на несколько частей по десятилетиям. Первую часть читать очень интересно, в ней реально по полочкам раскладывается, что такое ситком, как в нем строится конфликт, как этот формат стал столь коммерчески успешным. Я с удовольствием искал (и находил) эти ситкомы, некоторые и сейчас вызывают смех. А вот потом начался содом. Нет, не в прямом смысле, им все закончилось. Я о другом.
Каждое десятилетие авторы (а там на каждый ситком по автору было) обозначали как переломное. Сначала права женщин, потом права черных, затем права геев и примкнувших к ним. Сериалы, рассматриваемые как «изменившие телевидение» подбирались соответствующие. Вы там не найдете, например, «Друзей». Потому что им не повезло попасть в десятилетие, посвященное борьбе за права афроамериканцев. И пусть рассматриваемые сериалы по этой теме шли пару сезонов и закрывались из-за невостребованности, все они – по мнению авторов – очень повлияли. Непонятно только, на что.
Можно ли сказать, что с гендерным неравенством вопрос решен? Нет, нельзя. Да, дела с этим обстоят намного лучше 80-х, но уж точно на это не повлияли какие-то сериалы. Вокруг меня много успешных женщин, их успех базируется не на гендере, а на навыках, умениях, знаниях. Можно ли сказать, что с расовым неравенством вопрос решен? Судя по сводкам с BLM, нет, нельзя. А может, с LGBTQ вопрос решен через сериалы? Да нет, просто фильмов и сериалов с ними стало больше. Но в современных реалиях зритель сам выбирает, что смотреть. И если шоу с вкраплениями этой темы в гомеопатических дозах популярны, то целиком и полностью посвященные этой теме фильмы и сериалы смотрят лишь те, кому эта тема близка. Их немного, а заставить их смотреть кого-то еще уже не получится. Стриминг вытеснил эфир и кинотеатры на обочину.
Я не могу сказать, что мне жаль времени, потраченного на чтение этой странной книги. Во-первых, английский сам собой не прокачается. Во-вторых, всегда интересно, как манипулируют сознанием. Ведь по сути эта книга лишь отражение тщетных попыток заставить большинство танцевать под дудку меньшинства. В последней главе (редкий случай адекватности) рассматривался сериал «Американская семейка» (в оригинале – «Современное семейство»). Этот сериал LGBTQ обвинил в том, что тема гейской пары в нем показана неправильно. Митч и Кэм там спокойные геи, спокойно живущие в пригороде и крайне редко сталкивающиеся с агрессией в свой адрес. Возможно, потому что не пытаются никому ничего доказать – живут себе спокойно и живут. Части LGBTQ-сообщества это очень не понравилось, слишком гладко и прилизано. Мол, даже поцеловались они не с языком и слюнями. И плевать, что Митч и Кэм – лишь одно из трех семейств в сериале, а тема LGBTQ просто внедрена для того, чтобы продать побольше рекламы и набрать очков толерантности.
Мне всегда было интересно, как через массовую культуру внедряют в сознание новые установки, зачастую совершенно неуместные и чуждые. Благодаря этой книге хотя бы стало понятно, почему из сотни сериалов, выпускающихся ежегодно, выстреливает всего несколько. И почему я никогда не слышал о большинстве сериалов «изменивших американское телевидение». Секрет кроется в анекдоте про неуловимого Джо, который неуловим лишь потому, что никому не нужен. Так и с этими сериалами. Что они там изменили я не в курсе, но не знаю ни одного сериала, который бы был успешен, интересен и одновременно что-то там «менял».