У нас с Верой есть традиция – каждый год в 4 утра в ночь с воскресенья на понедельник мы смотрим церемонию вручения “Оскар”. Делаем это по старинке, то есть смотрим трансляцию “Первого канала”. Там собирается шайка непонятных проходимцев и обсуждают (в перерывах на рекламу) кто и какой награды достоин. В этот раз сидела кобыла с трудновыговариваемой кавказcкой фамилией, женщина-кошелка, гомосексуалист в пиджаке с бляхой в виде короны и какой-то непонятный мужик. Это, видимо, те, кто вершит критикой на наших центральных телеканалах. Приближенные к кормушке. Гении. Правда, я так и не понял – зачем их вставляют из года в год, ведь это лишний раз показывает всю убогость нашей индустрии кинокритики. Проходимцы ржут и тупо шутят, демонстрируют банальное незнание фильмов, полощут какие-то слухи. И все это смотрят нормальные, вменяемые и, главное, очень заинтересованные в “Оскаре” люди. Другие попросту не встанут в 4 утра. Накануне рабочей недели.
Если отвлечься от упырей российского телеканала, и вернуться к самой церемонии, то я считаю, что в этом году она была достаточно оригинальной, можно даже сказать экспериментальной. Молодые ведущие, один из которых был даже номинирован на одну из наград, свежие шутки, отличные кино-коллажи на тему фильмов-претендентов на главную награду – все это очень хорошо. Плохо лишь то, что в этом году наблюдался откровенный дисбаланс – наряду с действительно потрясающими “Король говорит!”, “Начало” и “Социальная сеть” в номинациях присутствовало откровенное конъюнктурное говно “127 часов” и уж совсем скурвившаяся “История игрушек 3”. Это далеко не “Вверх!”, номинация которого на “Лучший фильм” была вполне оправдана.
В этом году на “Оскаре” нет явных лидеров, но точно есть проигравшие. “Железная хватка”, показавшаяся мне посредственным фильмом, не получила ни одного “Оскара”, тогда как номинировалась чуть ли не на все награды. “Социальная сеть” получила всего три статуэтки, самой престижной из которых была за “Лучший адаптированный сценарий”. Адепты байопика Цукерберга негодуют – могли бы, мол, Финчера хотя бы отметить. На мой взгляд, обидели не Финчера, а Нолана, хотя его творение – “Начало” – собрало 4 “Оскара” из технических номинаций. В свое время таким же образом прокатили “Матрицу”, которая была не меньшим прорывом, но так же получила лишь незначительные “Оскары” в номинациях типа “Лучшие спецэффекты”.
Производственная драма о боксерах “Боец” отхватила сразу два “Оскара” – за “Лучшую мужскую роль второго плана” и за “Лучшую женскую роль второго плана”. Откровенно говоря, фильм мне понравился, но не настолько чтобы наградить “Оскаром” актеров. Это хороший фильм, но унылый и не выдающийся. Натали Портман, нашедшая на съемочной площадке мужа и по этому поводу глубоко беременная, получила “Оскара” за роль в “Черном лебеде”. Ну а главные награды отхватил “Король говорит!”.
Еще задолго до того момента, когда “Король говорит!” был объявлен фаворитом “Оскара”, мне удалось его посмотреть. Фильм действительно сильный, и я больше, чем уверен, что снимался он, как и “Игры разума” в свое время, не под “Оскар”. Ведь академики награждают фильм обычно по признаку социальной злободневности, и именно поэтому глупо было от них ждать признания фильмом года более, чем успешные и востребованные зрителем фильмы “Социальная сеть” и “Начало”. К тому же, “Король говорит!” более чем отвечал главным требованиям фильма, претендующего на золотую статуэтку – он о борьбе человека с недугом (болезнью, особенностью, внешними факторами), он снят в жанре драмы, в нем задействованы более-менее реальные персонажи. Если посмотреть назад, то можно увидеть – американский “Оскар” не присуждают фантастическим фильмам (вспомните “Аватара”), его не отдают комедиям или фильмам ужасов.
Возвращаясь в наши родные края, хочется еще раз пройтись по организаторам многочисленных премий у нас, в России. Мало того, что у нас нет кино, точнее, хорошего кино явно не достаточно для того, чтобы создать аналог “Оскара”. Все эти “Кинотавры” и “Ники” – чушь собачья, не более чем тусовка своих и приближенных. Единственная адекватная награда сегодня вручается от лица продюсеров и прокатчиков, так как более-менее значимым фактором успеха русского кино являются его сборы. Американским деятелям проще – они снимают кино за деньги, которые потом обязательно нужно отдать. У нас снимают на деньги государства, и отношение к кино – соответствующее. Более того, в последние годы в российский кинематограф возвращается дух “колбасников из 90-х”, когда фильмы снимались по принципу “дай мне денег, я сниму, а дальше разбирайся сам”. Сложно назвать произведением искусства “На крючке” и “Поцелуй сквозь стену”, на которые тратятся миллионы долларов.
В то же время главным показателем качества русского кино является соотношение сборов в прокате к затратам на производство фильма. В России недельная касса редко превышает 15-20 миллионов долларов, а лидер недели за редким исключением может претендовать на 5-7 миллионов долларов. Главную кассу фильм собирает в первые две недели и если наложить 50-процентное падение кассы во вторую неделю, то с помощью несложных вычислений можно понять – чтобы окупить себя русский фильм должен соответствовать двум характеристикам: быть очень востребованным и стоить не дороже 4-5 миллионов долларов. Все что выше – окупить очень сложно, даже обеспечив востребованность массированной теле- и медиарекламой.
В прошедшем году таких фильмов было немного. Если бы существовал российский “Оскар”, то я, безусловно, отдал бы его двум фильмам – “Брестской крепости”, которую впервые за долгие годы можно без стыда показать детям в качестве фильма о Великой Отечественной Войне, и “О чем говорят мужчины”, фильм, который вызвал форменную истерику у вечно-тикающего Гришковца, но который не оставил равнодушным никого. Были и другие неплохие фильмы, но на то и награда, что к концу года вспоминаешь лишь то, что произвело на тебя наибольшее впечатление.
И в заключении – о ведущих. В России их нет. Недавно смотрел по телевизору “Премию RUNETа”. Вели ее граждане Плющев и Канделаки. Первый долго готовился и придумывал шутки. В результате был похож на члена команды Аншлаг. Канделаки в то же время было далеко даже до Регины Дубовицкой. Быть настолько бездарной личностью, чтобы всю церемонию визжать про то, что каждый обязательно должен добавить ее в твиттере – это позор. Впрочем, нашей индустрии (любой сферы) не привыкать – у нас деньги не зарабатываются, а осваиваются. От этого все беды.