Людмиле Марковне повезло отдать Богу душу не 1 апреля, а пораньше. Именно потому медиа-пространство было наполнено проникновенным воем «на кого ж ты нас покинула», а не саркастическими шутками в стиле Лебедевского «внезапно вызвало начальство». То, с каким остервенением СМИ взялись за раскрутку «величавости» этой актрисы, а точнее ее значимости для кино, показывает, что достаточно умереть вовремя, и ты получишь мультипликатор к собственной известности на порядки выше реального. Впрочем, как правильно заметила Вера, Гурченко не виновата в том, что к старости сошла с ума.
Капитализация имени за счет различных факторов – метод давно уже используемый многими. У нас на одном из сайтов крутится медийная реклама, так там давно уже закрепились тизеры в стиле «страшная беда пришла в дом», а в чей дом – не важно. Сейчас вот Гурченко, раньше беда облюбовала дом Башарова. Массовая аудитория мобилизуется сама – дай только повод. Но то – аудитория, которой более чем легко манипулировать, если знать ее болевые точки. Когда такому манипулированию поддаются СМИ – все становится гораздо хуже.
Обычно первого апреля подшучивали немногие СМИ. Это были элегантные шутки, на которые действительно многие «покупались». Последние годы традиция «шутить» 1 апреля превратилась в обязательный ритуал. Если раньше юморили лишь массовые СМИ, где “первоапрельские” материалы маскировались за другими потоками информации, то теперь шутят все, кому не лень. Более того, это стало неотъемлемой частью работы PR-подразделений. В этом году я сам получил несколько релизов с совершенно глупыми «новостями». Орбитальный роуминг – ха ха ха, как смешно. Все схватились за животики. Между тем, пресс-релизы и в простые дни гораздо смешнее, чем специально написанные под «день смеха». Например, разве можно всерьез воспринимать релиз о том, что 200 вьетнамцев решили, что реклама Билайна – лучшая, или когда к релизу о праздновании юбилея города прикрепляют подобное фото.
Я помню, в детстве у нас в городе очень масштабно праздновался праздник «День Ивана Купалы». Праздновался он не прыжками через костер, а поголовным обливанием водой всех и вся. Моя мама рассказывала, что она однажды шла на какое-то важное мероприятие, а на нее вылили ведро воды. Обычно в этот день я просто отсиживался дома – идти куда-то не было никакого смысла, потому что идиотов, которые с криками «сёдня день иван купала, обливай кого попало, гыгыгы» обливали всех подряд. Правда, к середине 90-х эта традиция умерла сама собой. Видимо, кто-то облил «уважаемого человека», после чего ему переломали руки. Сегодня за подобную выходку можно запросто получить по лицу. Наверное, когда по лицу будут давать за псевдосмешные псевдорелизы, информационное пространство тоже станет более цивилизованным. Впрочем, случаи, когда 1 апреля не самым лучшим образом повлияло на мировосприятие современного человека, есть. Например, в 80-е годы в одном городке сгорела пожарная часть, пока сами пожарники отмахивались от звонков и обращений граждан, которые пытались предупредить их – а что, 1 апреля, шутят люди. Не шутили, пожарная часть сгорела.
Никак не могу понять – зачем вроде бы умные люди ввязываются в какую-то вакханалию. Ведь замусоривание новостных лент откровенно несмешными якобы-новостями попросту нивелируют саму идею первоапрельских журналистских розыгрышей. Главный принцип, который соблюдался до того момента, когда каждый начинающий петросян начал писать какую-то муть к первому апреля, был прост – новость-«шутка» должна была быть максимально приближенной к реальности, в нее должны были поверить. Сегодня эти новости-«шутки» похожи на подарки-сюрпризы, когда к виновнику торжества обращаются со словами: «хочу тебе сделать сюрприз, скажи, что ты хочешь в подарок?».
Надо отметить, что хорошие шутки вполне себе существуют. Для этого достаточно пойти немного дальше стандартного сидения на кухне и вымучивания каких-то анекдотов, посмотреть, что же происходит в мире и привязать свою “утку” к этому событию. Примеры довольно регулярно приводит Lenta.Ru.
«Для галочки» – принцип, вымещающий любую здравую редакционную политику. Все стремятся написать обо всех событиях, даже если сами они этих событий не заметили. Например, вышел новый i-девайс. Понятно, что о нем сразу написали и раструбили все информационные агентства. От того, что редакция небольшого интернет-издания о нем не напишет – ничего не изменится. Аудитория – ресурс конечный, и чем меньше издание, тем легче ему определять, насколько новость или статья, не важно, на какую тему, уникальна. Самое важное, на мой взгляд, это дать читателю информацию, которую он еще не знает, чего он действительно не ожидает увидеть. В этом случае аудитория будет приходить еще и еще. Но если небольшое издание будет пытаться охватить те объемы, которые не может попросту переварить, то получится, что у него не будет собственного лица. Глупо рассчитывать, что спустя несколько дней после презентации продукта такое издание может рассказать что-то новое. Глупо пытаться быть впереди всех. Зато за счет небольшого инсайда можно вырваться вперед. Или же за счет анализа незаметной детали, которая меняет всю картину.
1 апреля 2011 года стало интересным за счет того, что впервые на моей памяти в этот день уволилось столько знакомых мне людей. В том числе ушел из «Бегуна» один из отцов-основателей современного российского интернет-бизнеса – Алексей Басов. Алексею можно рукоплескать стоя – подобрать лучшего дня для объявления подобной резонансной новости. Во-первых, пятница, а значит, у всех СМИ будет возможность обдумать новость на выходных, не придется метаться и давать гигантское количество комментариев. Во-вторых, 1 апреля – большинство воспримет это как шутку. Это позволит еще больше снизить резонанс и шок от того, что Алексей фактически ушел создавать убийцу «Бегуна» в Mail.Ru, прихватив с собой лучших программистов, что позволит ему более, чем успешно конкурировать со старой компанией. Как Rambler и «Финам» допустили то, что у Алексея Басова, судя по информации в конце последнего пресс-релиза, не осталось акций «Бегуна» (а были ли они?) и, как следствие, никакой мотивации сохранять эту компанию, мне непонятно, но 1 апреля – это идеальный день для проведения подобной комбинации.
Об Алексее я рассказал для того, чтобы подчеркнуть – как надо делать медиа-события. Не «для галочки», а для себя. «Для галочки» – это просто выпустить пресс-релиз и укатить в зону «вне зоны действия сети», позволив рынку переварить полученную информацию самостоятельно. В таком случае последствия неконтролируемы, а вот 1 апреля можно в течение дня выдавать информацию и смотреть на реакцию, а потом сказать – «ха ха ха, как мы здорово пошутили». И все равно это будет более хорошая шутка, чем те жалкие потуги, которыми были наполнены ленты 1 апреля.
Мне, к сожалению, не всегда удается создавать качественный продукт. Время конечно, ресурс конечный, а вдохновение – подлая штука, приходящая и уходящая без предупреждения. Но чем дольше я работаю в журналистике, чем больше я пишу текстов, тем страшнее мне создавать что-то «для галочки». Потому что один текст, созданный без должного качества, перечеркивает десяток хороших текстов, как одна маленькая ложь может безвозвратно уничтожить весь кредит доверия.
Но я не оставляю надежду, что хорошие первоапрельские шутки существуют. Расскажите, какую новость или пресс-релиз, полученные первого апреля, вы действительно можете назвать хорошей и смешной?