Электронное чтиво

Опубликовано: Приложение к газете “Коммерсантъ”, №18 (73), 27.04.2011

Россия переживает бум продаж устройств для чтения электронных книг: согласно отчету аналитической группы SmartMarketing, рост соответствующего рынка за 2010 год составил 285%. Однако владельцы “традиционных” книжных издательств не беспокоятся: их позициям пока ничего не угрожает.

Новая жизнь самиздата

История 26-летней американки Аманды Хокинг, умудрившейся за сравнительно короткий срок самостоятельно продать 185 тыс. копий своих романов,— самая громкая success story мирового литературного рынка последнего времени. Книгоиздательства воротили от творчества девушки нос и в общем-то небезосновательно называли ее графоманом. Поэтому госпожа Хокинг решила распространять свои книги самостоятельно в электронном виде через интернет-магазин Amazon.com. Стоимость каждой копии составила $3, причем 30% магазин забирал себе, а остальное отдавал автору. В результате всего за семь месяцев молодая писательница заработала около $400 тыс. Сегодня у Аманды есть собственный литературный агент, и она собирается покорять традиционный рынок: “В США 70% продаж книг до сих пор приходится на бумажные издания — мне хочется достучаться и до этой аудитории”.

В России трудно представить, что независимый автор сможет заработать ощутимые деньги, отдав книгу в электронное издательство. История успеха Аманды Хокинг стала возможной благодаря Amazon Kindle. Как iPhone изменил рынок мобильных телефонов, так и специализированное устройство для чтения от крупнейшего в мире интернет-магазина литературы Amazon.com в 2007 году взорвало рынок электронных книг. Последняя модификация ридера поддерживает все способы подключения к интернету и дает пользователю возможность приобрести книгу в магазине Amazon одним движением пальца. Сделав ставку на предельное упрощение интерфейса, Amazon превратил свое устройство в предмет для подражания для всех производителей ридеров и одним из первых пустил на этот рынок независимых писателей, что дало самиздату новую жизнь. В России создать “свой Kindle” пытались многие, но ни одна из этих попыток не смогла повлиять на отечественный книгоиздательский рынок так, как это в свое время сделал Amazon, по целому ряду причин.

Еще одна попытка

Лидером рынка устройств для чтения электронных книг в России является украинская компания PocketBook, но сами магазины не оставляют надежд повторить успех Amazon. У Ozon.ru есть в продаже ридер Ozon Galaxy. На самом деле это Onyx Boox 60, в котором предустановлена SIM-карта МТС. Главное преимущество этого устройства — прямой доступ к магазину Ozon.ru без оплаты мобильного трафика. Аналогичный проект с производителем ридеров PocketBook есть у оператора “МегаФон” — в модели PocketBook 603 и PocketBook 903 предустановлена SIM-карта, обеспечивающая доступ к интернет-библиотеке ru.bookland.net. Интернет-трафик, как и в случае с проектом МТС, не тарифицируется. Операторы отказались сообщать корреспонденту BG, какое количество SIM-карт с этими предложениями было активировано.

Российские операторы мобильной связи уже не первый раз пытаются войти на рынок электронных книг. В эпоху расцвета мобильного контента существовало целое направление — мобильные книги. Абонент скачивал приложение, которое являлось программой для чтения с одной-единственной книгой. Директор по продуктам компании Iricom Александр Боровков рассказывает, что этот сегмент не получил должного развития, поскольку размер экрана телефонов в то время был слишком мал для комфортного чтения. Возникали проблемы и с авторскими правами, поэтому мобильные книги чаще всего были произведениями классических авторов или же мобильными версиями общедоступных справочников и документов, например Правил дорожного движения.

“У нас был интересный проект совместно с издательством Burda — мобильное приложение SMS-Box Playboy,— рассказывает господин Боровков.— В нем помимо текстов из журнала Playboy мы использовали интерактивные функции — небольшие игры, тесты. Продажи приложения исчислялись тысячами единиц в месяц”. Интерактивность и использование всего мультимедийного потенциала новых устройств считает главным драйвером будущего рынка Андрей Сатин, специалист по мобильным и интерактивным сервисам. По его мнению, планшетные компьютеры, и в первую очередь iPad, пока не выстрелили: нет достаточного пакета предложений, нет высокой интерактивности. Успешных проектов немного — это, например, издание интерактивной книги “Алиса в Стране чудес” или электронная версия журнала Wired, разошедшаяся стотысячным тиражом.

Не как у всех

Основным отличием российского рынка от западного является проблема пиратства. Крупнейшей интернет-библиотекой в России сегодня можно считать не только проект “Библиотека Максима Мошкова” (lib.ru), но и “Либрусек” (lib.rus.ec) — в прошлом бесплатную, а сегодня частично платную библиотеку пиратского литературного контента. Впрочем, эта русская библиотека, чьи серверы размещены на территории Эквадора, пытается найти компромисс с авторами и выплачивать им отчисления, но процесс этот налажен гораздо хуже, чем в более успешных “Литрес” и Ozon.ru. “В такой ситуации развитие легальных продаж крайне затрудняется, пиратство негативно влияет и на предложение лицензионного контента”,— отмечает генеральный директор “Литрес” Сергей Анурьев.

В России интернет-библиотеки традиционно играют главную роль на рынке электронных книг. Крупнейшая легальная библиотека LitRes.ru за последний год увеличила объем продаж через собственный сайт и сеть партнеров в три раза, тогда как в количестве экземпляров рост был ниже — в два раза. По словам генерального директора “Литрес” Сергея Анурьева, каких-то жанровых предпочтений у аудитории нет: “Все зависит от площадки и профиля целевой аудитории. На нашей площадке лучше продается фантастика и детективы, у одних наших партнеров — деловая литература, у других — детская книга, но в целом по нашей системе лидерами являются книги жанров фантастика и детективы”. Немного иная картина в интернет-магазине Ozon.ru, где, по словам директора по связям с общественностью Михаила Осина, наибольшей популярностью пользуются учебная и бизнес-литература.

Успешные случаи российского самиздата можно пересчитать по пальцам. Писатель Даня Шеповалов самостоятельно выпустил свою новеллу в цифровом виде после того, как испытал на себе все трудности издания бумажной книги: “Я самостоятельно издал свой роман “Таба Циклон” — сам подготовил макет, заказал печать, заключил договоры с дистрибуторскими службами, у меня весь тираж дома лежал. В результате я заработал около 100 тыс. рублей за полгода. Новую повесть я издал уже в цифровом виде, ее можно купить на сайте danya.ru, и в первый месяц продажи составили около 50 тыс. рублей”. Даня учел опыт своих коллег и предложил читателям самостоятельно выбрать, сколько заплатить за повесть, причем за оплату свыше 100 рублей читатель получал персональный цифровой автограф. Средний платеж за книгу составил 120 рублей, а максимальный — 666.

Какой-либо программы работы с индивидуальными авторами у Ozon.ru нет, утверждает Михаил Осин. “Литрес” работает с небольшим количеством авторов-одиночек. “Мы работаем с ними пока в “ручном режиме” — созваниваемся, договариваемся, заключаем договоры и начинаем продажи,— рассказывает Сергей Анурьев.— Но мы планируем сделать автоматизированную систему обработки заявок авторов-одиночек и подготовки их книг к печати. При этом мы все-таки ориентируемся на авторов, которые издавались ранее в каких-либо издательствах, так как это гарантирует нашим читателям определенный уровень качества произведений”.

И все же по сравнению с рынком бумажных книг продажи электронных версий пока очень низки. Читательская аудитория достаточно инертна, в магазине Ozon.ru на 200 проданных бумажных книг приходится лишь одна электронная. По результатам опроса ВЦИОМа, основная аудитория ридеров — молодые люди в возрасте 18-24 лет, а уровень использования ридеров российскими читателями не превышает 3%. Большинство тех, кто читает электронные версии книг, делают это с монитора, а не с помощью ридера. Объем бумажного рынка хоть и снижается уже второй год — в 2009 году на 12%, в 2010 году на 8%, но составляет 75,4 млрд рублей. Для сравнения: по данным компании iMobilco, отечественный рынок электронных книг в 2010 году составил около $6 млн (180 млн рублей) при средней цене одной книги 28 рублей, при этом, по разным оценкам, пиратский рынок превышает легальный в четыре-пять раз.

В конечном счете, причина тотального пиратства кроется не столько в цене, сколько в удобстве интерфейса покупки. Как отмечают западные аналитики, ключевым фактором успеха Amazon и Apple в сфере продажи электронных книг и мобильных приложений была именно возможность купить продукт одним кликом. В России этот механизм значительно затруднен отсутствием платежных систем: банковские карты по-прежнему распространены незначительно и используются в основном для снятия наличных в банкоматах, а электронные платежные системы уступают зарубежным аналогам и требуют от пользователя высокой технической грамотности. Когда перед потребителем возникает выбор, то предпочтение отдается, конечно, более дешевому варианту — пиратскому контенту. К преимуществам пиратских библиотек перед легальными можно записать и несравнимо больший выбор книг: количество наименований в каталоге может достигать 120 тыс., тогда как в легальных библиотеках предложение в пять-шесть раз меньше.

Участники российского рынка электронных книг ведут себя как лебедь, рак и щука. Продавцы ридеров предлагают клиентам пиратские книги “в подарок”, получая таким образом определенные конкурентные преимущества. Издатели не особенно спешат использовать новые бизнес-модели и упрощать вход для независимых авторов. Читатели, купив ридер за немалые деньги, тоже не особенно понимают, почему при прочих равных условиях они обязаны покупать книги на той площадке, где выбор невелик, а не брать бесплатно там, где можно найти абсолютно все. Воззвания к совести в России не работают — это очень хорошо демонстрирует проблема пиратства в кино и музыкальной индустрии. Остается лишь один путь — создавать максимально простые механизмы оплаты и увеличивать ассортимент предлагаемых книг. Развитие пиратского рынка электронных книг сегодня сдерживается лишь одним фактором — стоимостью ридеров, и как только цена на них упадет, как в свое время упала на MP3-плееры, процесс будет сложно остановить.