Говорят, что сегодня день радио. Если так, то всех сопричастных – с событием. С радио у меня связан короткий промежуток жизни в несколько месяцев. Заканчивая первый курс мы с Костей решили, а почему бы не попробовать устроиться на радиостанцию. На “Радио Сибирь” по понятным причинам мы даже не стали соваться, а вот на “Свободный стиль”, вещавший в УКВ-диапазоне, сходили. Надо отметить, что в то время (да и сейчас) УКВ диапазон не был сколько-нибудь популярным, его сложно было поймать на современных FM-приемниках, он был далеко не во всех автомагнитолах. В общем, очень специфическая с точки зрения аудитории была радиостанция. Но музыка там была классная, во многом благодаря программному директору.
С ним, директором этим, и состоялась наша беседа. Посмотрев на нас с изрядной долей скепсиса, он предложил попробовать почитать новости спорта. Почитали. Костю директор невзлюбил довольно быстро и предложил прекратить практику из-за того, что тот “глотал слова”. А меня почему-то оставил, хотя я на порядок хуже разбирался в спорте и подготовка сводок превратилась для меня в сущий кошмар. Проработал я около недели, может, двух. Сегодня понимаю, что на радио мне сделали большое одолжение – делал спортивные новости, признаю, отвратительно. Хоть и старался.
Этот небольшой опыт до сих пор дает мне понимание, что радио – это вам не в тапки срать. Если кому-то думается, что он с легкостью может проговорить без остановки хотя бы 5 минут, концентрируя при этом информацию и не размазывая ее как сопли по стеклу, он ошибается. Примеров масса – послушайте подкасты профессиональных писателей букв. Совсем не то.
Радио – это не только умение работать ртом долго и монотонно. Это терпение, умение подстраиваться под аудиторию и бесконечная толерантность к слушателям. Потому что слушают разговорное радио сегодня весьма специфичные граждане. И если они звонят или пишут в эфир, то лишь по зову своего безумного разума. Есть, конечно, исключения, но в основном радийщикам приходится иметь дело с не самым интеллектуальным контингентом.
Тексты для радио – отдельная история. Мне всегда казалось, что сложнее всего писать тексты для буклетов, ведь там нужно оттачивать формулировки не только потому, что это жанр малых форм, но и потому, что в эту малую форму нужно вместить гигантское количество информации. Да еще так, чтобы аудитория поняла. С радио все сложнее. Потому что аудитория буклета – конкретная и ограниченная, есть ее параметры и метрики. Кто слушает радио – неизвестно. Это может быть городской сумасшедший, живущий в квартире с 20 кошками, а может и водитель хаммера, случайно попавший на частоту пока стоит в пробке. Можно, конечно, ориентироваться на кого-то конкретного, но долго с таким подходом на радио не продержишься.
Работа на утренних эфирах – сущий ад, ведь надо вставать ни свет ни заря, ехать на станцию и, пока все только просыпаются, бодро вещать, вещать, вещать. Вести репортажи с места событий – сложно, никогда не знаешь, как звучит твой голос из мобильного телефона в эфире. Ну и, наконец, надо быть готовым, что работу твою никто не оценит. Много знаете звезд радио-эфира? То то. По пальцам руки можно пересчитать.
Так или иначе, радио – это уникальный медиа-канал, который не потерял своей актуальности даже в суровые интернет-времена. Снимаю шлюпу перед вами, радийщики.