
#утренняяреплика в telegram-канале Content Review
В последней радиопередаче «Точка» обсуждались контент-услуги операторов. Казалось бы, рынок контента уже мертв много лет, а с навязанными услугами, внезапными подписками и «недобросовестными партнерами» абоненты операторов продолжают сталкиваться с завидной постоянностью. Послушать эфир можно будет у нас в канале чуть позже, а пока хотелось бы подвести некоторые итоги, зафиксировать тезисы и дать пищу для обсуждения.
Механика подключения подписок, рекурентных услуг, а также процедура списания со счета за некие сервисы сегодня такова, что без участия абонента она попросту не работает. Это не означает, что для мобильных Остапов Бендеров не остается лазеек. Они есть, и их количество постоянно растет. Проблема вовсе не в том, что операторы очень хотят ваших денег (они хотят, но за услуги связи, а не за доступ к сайту, на котором вы хотите посмотреть на грудь Наташи Королевой).
Доступ к платежной инфраструктуре оператора может получить любая организация, которая соответствует определенным критериям. Отказать лишь на основании «ты мне не нравишься, странное ООО» оператор не может, приходится впускать. Дальше происходит процедура согласования сервиса, за который с абонента может взиматься плата, и на этом этапе тем самым «недобросовестным партнерам» достаточно показать действительно белый сервис. И вот когда все согласовано, те самые ООО начинает параллельно «белому» запускать схемы с подменой страницы, условий, всплывающими экранами, скрытыми действиями и получением согласия абонента. В конце отчетного периода этим компаниям приходится напрячься еще разок, чтобы их «трафик» не был признан «фродом». Для этого существует масса схем, не будем на них лишний раз останавливаться.
Получается патовая ситуация. С одной стороны, оператор не может не допустить формально соответствующего всем «партнера». С другой стороны, оператору постоянно приходится бороться с последствиями действий таких «партнеров». Это бесконечный процесс.
Решение, конечно, есть. Можно поступить как в Европе, и зарегулировать данный сегмент до предела, чтобы, условно говоря, доступными контент-сервисами оставались исключительно благотворительность и окологосударственные сервисы, например, оплата пошлины или парковки. Но решение об этом должен принимать регулирующий орган, а не коммерческая организация. Иначе можно оказаться на месте Стерлигова с его знаменитой табличкой о запрете посещения его магазинов определенной категории граждан с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
В спорах и дискуссиях очень приводится аргумент о том, что операторы зарабатывают нереальные деньги на контент-услугах. Это, мягко говоря, далеко от действительности. Последние более-менее достоверные данные есть за 2015 год, тогда именно выручка от контента составила около 40 миллиардов рублей. Половину из нее принесла услуга RBT (мелодия вместо звонка). Осталось 20 миллиардов, из которых оператор оставляет себе меньше половины. Если поделить оставшуюся сумму хотя бы на четверых, получаются слезы в контексте общих доходов.
А сейчас – внимание – страшная правда. Выручка непосредственно от контент-услуг – это меньше процента от выручки оператора. Ну а сколько из этого «меньше процента» приходится на мошеннические схемы, можете представить сами.
Конечно, куда проще и удобнее жить в уверенности, что жадные операторы хотят забрать как можно больше денег абонентов. И в ряде случаев это действительно так. Но не за какие-то подписки, а за услуги связи. А это уже совсем другая история.