Про “Аэрофлот” и Алешковского

Некий россиянин репостнул скриншот с внутренним документом компании. На документе не было подписей, печатей, и не удивительно, что компания опровергла сам существование такого распоряжения. А чтобы два раза не вставать, компания активировала пункт в правилах программы лояльности, и лишила россиянина премиального статуса клиента и обнулила его бонусный счет.

Все это лишь краткий пересказ того, что произошло между Алешковским и «Аэрофлотом». Кто такой Алешковский мне не ведомо, да это, по большому счету и не важно. Меня удивляет, с какой потрясающей наивностью народные массы начали в очередной раз говорить о негодяях из «Аэрофлота» и о том, что авиакомпании все это аукнется.

Позволю себе остановиться на этих двух пунктах.

Первое. Мы живем в капитализме. Капитализм подразумевает, с одной стороны, четко прописанные и прозрачные правила игры. Например, вступая в программу лояльности, ты соглашаешься со всеми пунктами правил этой программы. И если пункт 7.5 дает «Аэрофлоту» право аннулировать счет участника программы, элитный уровень и его привилегии «без возмещения каких-либо расходов, убытков и компенсаций» в случае размещения последним в интернете «публикаций, содержащих заведомо ложную информацию, и/или сведений, порочащих деловую репутацию ПАО «Аэрофлот» (цитата по РБК), то значит, россиянин Алешковский, согласившийся с этими правилами, пострадал за дело. Ведь достоверность распространенного им (а именно на него ссылались СМИ) документа не подтверждена, сама компания опровергла содержание этого документа. Все по-честному.

Меня всегда удивляет, как в голове некоторых россиян уживается безудержная любовь к либертарианству и творчеству Айн Ренд, и желание пользоваться всеми благами социализма с его (пусть и относительной) социальной справедливостью. Тут уж надо либо крестик снять, либо трусы надеть.

Второе. О репутационных рисках. К сожалению (а может и к счастью), внушительное количество россиян твердо уверены, что в результате скандалов, подобных этому, компания несет некие репутационные издержки. Это не так. Примеров масса. Когда автомобиль, связанный с «Лукойлом», устроил смертельное ДТП, а результат расследования, мягко скажем, показался несправедливым, этой категории россиян хватило лишь на несколько недель «бойкота» заправок «Лукойл». Сколько не публикуют страшных историй об авиакомпании «Победа», поток желающих полететь «падишевле» не сокращается. И от «Аэрофлота» никто не откажется. По крайней мере из тех, кто предпочитает летать с комфортом.

Я был бы очень рад, если бы возмущенные россияне шли в своем возмущении до конца. Вот взяли бы и перестали летать «Аэрофлотом». Да, в некоторые города по-другому не улетишь, но остается поезд, автомобиль наконец, автобусы курсируют. Но нет, как только протестные действия пересекаются с комфортом, россиянин немедленно делает вид, что ничего не было. Ну или летит со страдальческим лицом, постоянно бормоча «ух, я не хотел, но пришлось».

Я восхищаюсь последовательными борцами за что-то ради чего-то. Теми, которые действительно идут до конца, переживая лишения и дискомфорт. С этими людьми есть о чем говорить. А с теми, кто лишь в социальной сети готов поддержать, а сам параллельно смотрит, сколько миль он там накопил, говорить не о чем.

С чем я согласен, это с тем, что «Аэрофлоту» надо было действовать тоньше. Сам по себе «платиновый» статус дает не так уж много привилегий. Да, доступ в бизнес-зал, да, чуть больше багажа. Но все остальные бенефиты очень эфемерны. В частности, «Аэрофлоту» ничто не мешало сделать невозможным для Алешковского потратить эти мили. Захотел взять бесплатный билет? А нет их в наличии, извини. Захотел поменять эконом на бизнес за мили? Прости, мест нет. Когда будут? Ну, не знаем. Лови момент.

Теперь наступает самая интересная фаза. Что сделает «Аэрофлот»? Я думаю, что вторую ошибку подряд он не допустит, и просто займет выжидательную позицию.