Право на забвение

На прошедшей неделе наши законодатели в первом чтении приняли закон о так называемом праве на забвение. Так как в интернете никто особо в детали не вдается, то и я объясню кратко: закон дает всем гражданам требовать удаления из интернета и, в частности, поисковых систем информацию о себе. За редким исключением, например, когда человек является публичной личностью.

Против закона восстали интернет-компании. Например, “Яндекс” внезапно решил, что поиск информации – конституционное право граждан, а закон ограничивает это право. Разумеется, это лукавство. Так как искать что-либо гражданам закон не запрещает, а вот поисковые системы будут обязаны наконец-то заняться тем, чем им должно. Например, качеством поиска. Сам я отказался от “Яндекса” в пользу Google года три назад и ни разу с тех пор не пожалел о таком антипатриотичном акте. Все потому, что “Яндекс” давно уже стал площадкой для рекламного продвижения и игр SEO-специалистов. Как следствие, найти что-либо полезное там не получается. Я не говорю, что Google – панацея. Но все же в нем спама и рекламы поменьше.

Стенания “Яндекса” мне напомнили ужимки “Вконтакте”, когда его заставляли вычищать пиратский контент. Аргументы в то время приводились очень смешные, например, социальная сеть утверждала, что ввести автоматическую модерацию контента невозможно. При этом YouTube к тому времени давным давно позволял загружать цифровые копии защищенного контента и удалял пиратские копии без каких-либо проблем и дополнительных запросов.

“Яндекс” можно понять. Компания уже давно не занимается производством и совершенствованием основного продукта – поиска. Все, что делает “Яндекс”, это создание новых стримов прибыли и пестование уже существующих. Борьба с тем же SEO направлена вовсе не на повышение качества поисковой выдачи, а на перенаправления финансовых потоков с бирж ссылок на “Яндекс.директ”. Результат известен. Российская поисковая система стремительно превращается в такую же клоаку, как Mail.ru.

При этом о самих гражданах никто не вспоминает. А ведь именно для их защиты принимается закон. Вот, имели вы неосторожность в юношестве сделать какую-нибудь глупость, и теперь у вас есть возможность удалить упоминания о ней из поисковых систем. И сайтов, если дотянетесь. Ограничивается ли право какого-нибудь человека искать информацию об указанной истории? Нет, пусть ищет. Если будет достаточно желание – найдет. Как можно найти что угодно.

Кому станет жить хуже после этого закона? Поисковым системам, агрегаторам информации, системам, торгующим личными данными. Жалко ли их? Нисколько.

Кому станет лучше? Всем, кто хочет, чтобы информация о нем не становилась достоянием общественности автоматически. Кто не очень-то любит оправдание любой мерзости фразой “это интернет, детка”. Кто подвергается травле и троллингу.

Ну и журналистам будет чуть сложнее. А они так любят тусовки и подарки от “Яндекса”. Их тоже можно понять.