Вчера мы опубликовали результаты нового исследования – «индекс доступности мобильной связи». Его идея была простой. В каждом регионе России деньги имеют разную ценность, так как покупательская способность и уровень дохода населения слишком разные. В это же время операторы связи выставляют тарифы в соответствии с собственными представлениями о том, какой уровень является доступным, а какой – слишком высоким. Прямой корреляции цен на связь с уровнем дохода мы не нашли, зато обнаружили много других интересных фактов. Например, в Кировской области, достаточно депрессивном в финансовом плане регионе, стоимость тарифов одна из самых высоких в России. Подробно о результатах можно почитать на сайте Content Review. А я позволю себе добавить несколько мыслей к официальному релизу.
Во-первых, стоит забыть уже о том, что операторы – жадные. Если сравнивать наши тарифы с тарифами зарубежных операторов, то можно убедиться – российские телеком-компании являются заложниками низких цен. Корни этого безобразия нужно искать в начале двухтысячных, когда большая тройка операторов (тогда они еще не были федеральными и присутствовали не во всех регионах) развязали ценовую войну. Это совпало с несколькими важными факторами. Мобильные телефоны стали доступны практически каждому. Благосостояние россиян стремительно росло. Операторы находились в фазе активного набора абонентской базы. Результат налицо – в России уровень проникновения мобильной связи, если считать его по количеству SIM-карт, уже давно превысил 200%. Стоимость пакетных тарифов (а именно их мы брали в расчет в исследовании) начинается от 50 рублей (не во всех, конечно, регионах, но все-таки). Проникновение смартфонов стремится к 50%, с новейшими моделями iPhone и Samsung ходят даже те, для кого стоимость гаджета превышает месячный доход. На фоне всего этого средний тариф на услуги сотовой связи (минимальный, включающий и голосовую связь, и интернет) чуть превышает 200 рублей в месяц. Вдумайтесь. 200 рублей в месяц.
Во-вторых, в большинстве регионов операторы держат уровень цен, вне зависимости от того, высокие это цены, или нет. Удивительно, но наличие Tele2 в регионе не панацея. Да, с выходом дискаунтера тарифы могут чуть упасть, но пример Москвы наглядно демонстрирует – это ненадолго. Ну а есть и такие регионы, где даже Tele2 держит высокий ценник. Причин этому нет. Можно подумать о ценовом заговоре, но, как мне кажется, проблема в другом.
Корень всех зол в инертности абонентов. Если раньше это было лишь предположением, то с вводом в эксплуатацию услуги MNP и ее фактическим провалом, можно сказать, стало фактом, аксиомой. Сегодня развернулась борьба за переманивания «тучных» абонентов, и можете спросить любого оператора – легкая ли это задача. Даже если абоненту предложить тариф в два раза дешевле, он вряд ли откажется от того оператора, к которому он подключился десять лет назад. Будет его костерить, ругать, обвинять во всех смертных грехах, но переключаться на другого – вряд ли.
Инертность является косвенной причиной другой проблемы – нулевой эластичности спроса по цене. Тариф сегодня меняют лишь в том случае, если профиль потребления внезапно резко изменился. Например, человек перешел с простого смартфона на поддерживающий LTE. Качество потокового видео увеличилось, это в свою очередь привело к увеличению потребления трафика. И вот уже на второй месяц абонент отправляется менять тариф. Но тариф он подбирает не по цене, а по объему необходимых ему услуг. Да и какой смысл в том, чтобы скрупулезно подбирать тариф и опции, если экономия в большинстве случаев исчисляется суммами, сравнимыми со стоимостью кружки кофе?
Возвращаясь к «индексу доступности связи», мы уже в процессе его вычисления столкнулись с хитростью операторов, к которым они прибегают для ценовой войны с конкурентами. Например, мы брали пакетные тарифы, но с условием – они должны включать пакет минут и мобильного интернета. Как результат, у «Билайна» не прошла целая линейка тарифов с низкими ценами, а МТС и Tele2 прошмыгнули, но пакеты у них были символические – 300-500 мегабайт. Возможно, в следующий раз придется выставить дополнительные условия. Чтобы интернета было не меньше гигабайта, чтобы минуты можно было расходовать для звонков на номера любых операторов, а не только внутри сети.
Десятки публикаций в региональных СМИ лишь подтвердило наше предположение – тема интересная, стоит продолжать. Обязательно продолжим.