Про налог на Apple Watch

Внезапно дебютировал с колонкой в интернет-журнале “Телеспутник”. Смешное в этой истории то, что по заказу одной из компаний в свое время я написал концепцию издания, которое должно было появиться в противовес этой площадке. Но не срослось. А тут после встречи со старыми знакомыми на одном мероприятии получил предложение высказаться на заданные темы. Первой из них стало расширение “налога на болванки” на часы Apple Watch.

МНЕНИЕ: ПОЧЕМУ APPLE WATCH СРАВНЯЛИ С «БОЛВАНКОЙ»

Руководитель онлайн-журнала Content Review Сергей Половников специально для «Теле-Спутника» написал колонку об авторских отчислениях в эпоху цифрового контента.

В 2010 году организация РСП получила подарок невиданной щедрости. Власть назначила ее отвественной за сбор отчислений в размере одного процента от стоимости бытовой электроники за копирование фильмов и музыки их пользователями. Ушедшее в народ название «налог на болванки» сегодня морально устарел: сбор не является налогом, а болванки (компакт-диски предназначенные для записи) сегодня уже никому не нужны. Аналогичные сборы в пользу правообладателей существуют в десятках развитых стран, а размер кратно превышает российские «поборы». Единственное, в чем Россия отличилась, это список товаров, попадающих под сборы. В этом списке оказались не только звукозаписывающие устройства и носители, но и такие гаджеты, которые невозможно использовать для копирования контента. И вот организация нанесла очередной удар в спину общественности: теперь 1% будут собирать и с каждого проданного в России экземпляра Apple Watch.

Негодующие граждане все эти годы обвиняют Михалкова, возглавившего РСП и лично продвигавшего идею этого сбора, в нечеловеческой жадности. Конечно, Никита Сергеевич далеко не святой, но, как это обычно бывает в историях, связанных с травлей, вооружившиеся факелами и вилами селяне пошли на барина не разобравшись, а что собственно произошло. «Налог на болванки» не является никаким налогом, это «вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (постановление №829 Правительства РФ от 14.10.10). Более того, в России это «вознаграждение» решили собирать гораздо позже, чем в более продвинутых странах. Видимо, набирались опыта. Зарубежные авторы продавили такой сбор потому, что это единственная возможность получить хоть какие-то авторские отчисления в эпоху цифрового контента. И раз уж сама музыка и видео распространяются бесплатно, и получить деньги от слушателей невозможно, то почему бы не обложить налогом тех, кто предоставляет техническую возможность прослушивать контент и смотреть фильмы?

Любые попытки демонизировать «налог на болванки» прекращаются в тот момент, когда человек сталкивается с воровством собственного контента. Один мой знакомый записал аудиокнигу. Потратил довольно приличные деньги на выплату гонорара потомкам автора, аренду аудиостудии, оплату композитора, сведение треков. Легальные продажи не вернули ему и десятой доли затрат, а аудиокнига уже через сутки лежала на торрент-трекерах и других площадках «благородных пиратов». По началу парень удивлялся: ну как так можно, ведь я создал, деньги потратил, а они все растащили. Но потом вспомнил, как сам предпочитал не за телеканалы платить, а с известных сайтов свежие эпизоды любимого сериала подкачивать. И все встало на свои места.

«Налог на болванки» – это всего лишь роялти, которое полагается авторам. И я подчеркну, что в рамках этой колонки не собираюсь рассуждать о том, как собранные суммы распределяются по авторам. Роялти платились всегда, просто разными участниками рынка. Ранее, когда копирование было сложным занятием, роялти платили издательства, выпускавшие диски, кассеты, книги. Они являлись объектами сборов по той причине, что именно через их отчетность можно было подсчитать тираж копий. Сегодня, когда контент стремительно уходит в «цифру», подсчитать количество копий невозможно. А вот количество потребителей контента – легко. Ведь для того, чтобы послушать музыку, нужно воспроизводящее устройство. Для того, чтобы хранить все сезоны любимого сериала, нужен винчестер. Чтобы почитать книгу, требуется экран.

А что же часы? Почему именно сейчас? Как посмели покуситься на Apple Watch? Все просто, не надо истерик. Именно третье поколение Apple Watch начало поддерживать работу Apple Music. То есть, в контексте законодательства, стало воспроизводящим устройством.

Может сложиться впечатление, что я одобряю «налог на болванки». Не тешьте себя сомнениями, это действительно так. Только не надо путать одобрение «сбора» с одобрением «распределения этого сбора». Но для того, чтобы было, что делить, надо это собрать.