Про “коливинги”

В России есть большой опыт "коливинга". Только называется он "коммунальная квартира"

В России есть большой опыт “коливинга”. Только называется он “коммунальная квартира”


Относительно недавно поучаствовал в дискуссии на тему экономики шейринга. Обычно в этот понятие включают любую экономическую активность, в которой пользователь услуги не является владельцем средства производства этой услуги. Простейший пример – аренда автомобиля. Молодой (по состоянию умственного развития, а не по возрасту) человек объявляет, что владеть автомобилем – это дорого, глупо и не престижно. Обычно такое заявление сопровождается большой портянкой из цифр, расчетов и аргументов. Спорить с подобными людьми бесперспективно, доказывать, что человек без собственного жилья и средств производства услуг (автомобиль, плита, телевизор и проч.) не имеет никаких жизненных перспектив, бессмысленно. Но иногда молчать уже нет никакой мочи. В этот раз для меня триггером послужила заметка про “коливинги” на vc.ru. Почитайте, если есть желание.

Суть “коливинга” в следующем. Существует некое большое жилое помещение. В нем созданы индивидуальные комнаты, а зал, кухня и прочие зоны являются общими. Идея, реализованная двумя украинцами, была простой: молодым, но крайне креативным и перспективным людям, негде общаться. Поэтому им надо жить всем вместе, деля пространства, знакомясь друг с другом и так далее. Идея прижилась в Калифорнии, где таких молодых балбесов довольно много, равно как много шальных денег, генерируемых Силиконовой долиной. Впрочем, там приживается многие идеи “шейринга”. Во-первых, молодые люди не могут себе позволить приобретать в собственность недвижимость, а если жить в городе, то с “гуманным” режимом парковки не выгодно покупать и автомобиль. Вот и живут ребята, имея за душой лишь макбук да наушники. Ну и смартфон, хотя и его они меняют через trade in.


Если кто-то забыл, что такое “коливинг”, стоит освежить память

В России шейринг был возведен в ранг государственной идеологии. Многие об этом забывают, но на заре советского государства шейрились даже женщины, а уж шейринг недвижимости (коммуналки) существует до сих пор. Конечно, молодым людям неприятно ассоциировать свой “коливинг” с коммуналками, квартирами-притонами и нищетой. Но от этого суть мало меняется. К тридцати годам приходит осознание, что конкурировать с молодыми, готовыми питаться дошираком и жить в хостелах, последователями все труднее. И тут начинается самое веселое.

Экономика шейринга – гениальное изобретение дядь, на которых так не хотят пахать молодые парни. Дяди дают этим дурачкам попользоваться отличным жильем, автомобилем, любыми благами. Но на выходе дяди купят еще больше благ, а эти пользователи останутся и без денег, и без благ.

Я подчеркну, что ни в коем случае не отвергаю саму идею каршейринга, аренду недвижимости и прочих прелестей современной экономики. Но не могу понять, неужели умные, перспективные и продвинутые пользователи, провозглашающие отказ от собственности, не понимают, что они отказываются от будущего. Неужели им непонятно, что созданная для них иллюзия доступности всего и вся вмиг исчезнет, когда внезапно закончится золотой дождь? А если дети появятся?

Ничего нового. Каждое новое поколение не хочет слушать предыдущее. Те, кто не застал 90-е, сегодня требуют перемен и майданов, те, кто не застал послевоенные коммуналки начинает с гиканьем строить новые. Но никто не хочет замечать, как из них высасывают соки те, кто поумнее. Кто понимает, что без собственности – ты никто. И звать тебя никак.

Впрочем, иногда такой залихватский отказ от собственности скрывает банальность. Просто собственность не по карману.