Дом моей ставропольской родни располагается на краю Таманского леса, одного из многих лесных массивов, в которых утопает Ставрополь. Таманский лес как обособленное образование насчитывает более чем двухсотлетнюю историю. За это время качественный состав леса неоднократно менялся. Считается, что изначально в лесном массиве преобладал бук и граб, в 20-м веке – дуб и граб. Лес периодически вырубался – то крепость строили, то дома, соответственно растительный мир леса менялся и продолжает меняться. Я гулял тут летом, и из-за зелени действительно очень сложно было оценить состояние леса, а вот этой зимой мы решили дойти до одного из примечательных мест Таманского леса – холодных родников, и лес предстал в совершенно ином виде. К сожалению, не самом приглядном.
Путь к родникам пролегает через пруд, а дальше – кому как нравится, можно пойти по холмистым тропам, а можно по дорожке, облюбованной поклонниками экстремальных велосипедных заездов. Собственно, мы пошли к родникам первым путем (первая и вторая части), а вернулись – вторым.
Дорога к Холодным родникам была не самой легкой. Во-первых, тропы все немного размыло, так как зима в Ставрополе больше напоминает московскую весну. Поэтому приходилось пробираться по обочине тропинок, попутно уворачиваясь от поклонников пробежек по пересеченной местности. В целом лес жутковатый – примерно такой я видел в многочисленных фильмах ужасов. Так и ждешь, что сейчас из-за дерева выскочит маньяк с мачете или одичавший абориген.
Весь Таманский лес разрезан ручьями разной степени насыщенности. Говорят, по весне они наполняются и становятся полновесными речушками, но мы гуляли зимой, потому ручейки были не слишком большими, но перешагнуть их можно было далеко не во всех местах. Внезапно попадались островки с плотной зеленой растительностью. Похоже на молодые камыши или тростник, но что это на самом деле понять так и не удалось.
Лес насыщен родниками, которые и дают основу многочисленным речкам. Чем глубже уходить в лес, тем ручьи становятся более полными и живыми. Появляются порожки и маленькие водопадики. Холмов очень много – меня предупреждали, что идти всего пару километров, но с этими подъемами и спусками устаешь гораздо быстрее, чем при передвижении по равнинной местности, пусть даже и в лесу.
Все эти ручьи и маленькие речки в результате дают начало реке Ташла, которая впадает в реку Ула. Интересно, что созвучная с Ташлой речка Ташма есть и в моей родной Томской области. Чем ближе к Холодным родникам, тем сложнее перебираться через многочисленные ручьи.
Сам комплекс Холодные родники был создан в честь павших в Великую Отечественную Войну ставропольчан. При кровавом тиране сотни миллионов ни в чем не повинных творцов были вынуждены обустраивать территорию. Делали на совесть, разрушить до конца не получилось до сих пор, хотя склон уже разваливается, по лестнице не забраться.
Собственно, сам комплекс меня не сильно порадовал. Захламленный, почти заброшенный – не понятно, где любители холодных ванн, не понятно, на что были потрачены 2 миллиона рублей в 2009 году, когда шло обновление комплекса. Самое главное, я не увидел ни одного “моржа”. Глухое, заброшенное место.
Гордые сыны гор в родниках моют коврики от своего железного коня. Собственно, русские тоже не отстают и бодро гадят прямо в родники.
Впрочем, не все еще успели загадить и разрушить. Судя по постройкам и проложенным дорожкам, потенциал комплекса использовался в далекие советские годы. Сегодня это просто место для того, чтобы выпить и закусить. Во всяком случае, состояние у Холодных родников именно такое. И это очень обидно. Ведь достаточно простой воли для того, чтобы пару раз хлопнуть сынов гор за мытье ковриков в роднике, свинтусов за разведение костров и горы мусора, местную шпану за то, что каждую стенку норовят испоганить своими маркерами.
Назад возвращались по трассе любителей прокатиться с ветерком на горных велосипедах. Недавно смотрел фильм про таких, и подумалось, что снимали его в таком же лесу. Кстати, трасса – чистая, чувствуется, что велосипедисты стараются не гадить там, где катаются. В отличие от посетителей, пусть и немногочисленных, Холодных родников.
А на следующий день выпал снег.