Социальная ответственность бизнеса в зазеркалье

Вчера побывал на бизнес-форуме “Репутация”. Вера, которая просидела там с утра, рассказала страшные вещи про первую секцию. На ней выступали всякие религиозные организации и по непонятной [мне] причине вещали о КСО. Я захватил кусочек безумия, когда премию за освещение этой темы получала девушка из какой-то околоправославной редакции. Они очень воодушевленные, конечно, эти религиозные фанатики, но я уверен, что эти организации к КСО никакого отношения не имеют.

Когда мы только начинали наш редакционный проект, главной трудностью было отсутствие понимания – что же это за зверь такой КСО. Спасибо “МегаФону”, “Билайну” и “Связному” за то, что теперь у нас есть не только понимание, но и кейсы о КСО разных телекоммуниционных компаний. В контексте этого у меня было очень большое удивление, что вместо того, чтобы позвать максимальное количество компаний со сформировавшейся стратегией социальной ответственности, к выступлениям допустили каких-то безумных религиозных фанатиков. Впрочем, когда я спросил у одного из будущих героев нашей рубрики о том, почему компания не выступает на этом форуме, мне сообщили, что организаторы попросили за это денег. Для меня, если честно, это шок. Я вообще не понимаю, о каких деньгах может идти речь, когда форум как раз о КСО, а не рекламная площадка.

В этом аспекте было интересно выступление женщины из ТРК “Мир”. Ей удалось кратко и внятно ответить на вопрос, который часто задают мне, когда речь заходит о нашей рубрике про КСО на Content Review. По ее словам (и я с ней согласен) социальная ответственность СМИ заключается в выборе тем. Про КСО пишут чудовищно мало, тогда как освещение этой стороны ведения бизнеса должно идти неразрывно с освещением основных информационных поводов. Что толку от порталов или журналов целиком и полностью посвященных этой теме, если они будут вещать исключительно о КСО? Ведь в отрыве от основной деятельности это выглядит благотворительностью, которая хоть и является частью КСО, но не является ее основой. В результате получается, что под социальной ответственностью понимают именно филантропство, а не продуманную на долгие годы деятельность, включающую массу аспектов.

Ну а если под КСО понимают благотворительность, то зачем удивляться фактическому шантажу компаний, которые посмели рассказать о своей социальной ответственности. Еще один наш будущий герой мне рассказал, что как только его компания по собственной инициативе построило несколько спортивных детских площадок в округе, так к ней начили поступать в массовом порядке просьбы от местных властей поучаствовать в финансировании каких-то меропреятий и проектов с тонким на еком на то, что в случае отказа могут возникнуть проблемы у самой компании.

Я уверен, что среди прочих в такой ситуации виноваты и мы, журналисты. Отказываясь рассказывать о КСО, а зачастую и откровенно глумясь над соответствующими пресс-релизами, журналисты провоцируют сотрудников компаний закрываться. Далеко не в каждой компании есть такие люди, как Лена Александрова, Женя Чистова или Таня Шахнес. В большинстве случаев координирует PR- поддержку менеджер “на все темы мастер”. Не удивительно, что этот менеджер со временем начинает сам считать, что КСО – это что-то абсолютно не важное. Результаты можно увидеть на страницах изданий.

Я уверен, что даже в таком формате форумы и конференции о КСО нужны, но очень налеюсь, что они трансформируются из междусобойчиков спонсоров и странных фанатиков во что-то действительно стоящее.

И да, мы получили премию, пусть и в спец-номинации. Значит, не зря тратим время.