О современном PR и концерне “Калашников”

На днях многие узнали, что концерн “Калашников” разрабатывает не только оружие, но и много чего интересного. Сначала по инфопространству вдарили картинкой с прототипом боевого робота, который кто-то назвал “Игорек”. Потом, видимо чтобы окончательно уже добить корчащуюся в приступе смеха публику, заявили, что будут конкурировать с Tesla. Впрочем, стоит разделять то, что говорит (и придумывает) пресс-служба с тем, чем компания занимается на самом деле. Подробнее над этим вопросом я уже задавался в ежедневной рубрике “Утренняя реплика” у нас в Telegram-канале. Но публикация вызвала довольно противоречивые отклики у коллег, поэтому хочу добавить еще несколько слов на тему “современный PR – пристанище странных людей”.

Для того, чтобы понять о масштабе проблемы с современным PR и его оторванностью от деятельности компаний, достаточно почитать, что пишет пресс-служба “Калашникова”, и послушать, что говорит руководитель концерна. Про конкуренцию с Tesla задвигает именно пресс-служба, тогда как руководитель очень аккуратно обходит эту тему, обращая внимание на последовательность разработок, которые, по хорошему, должны закончиться серийным автомобилем. Про Tesla ни слова.

Стоит еще раз сказать, что Tesla – это крайне неудачный пример с точки зрения здравомыслящего профессионала. Автомобили Tesla стоят запредельно дорого, инфраструктура их обслуживания обойдется налогоплательщикам в тонну денег, сама же Tesla ничего, кроме долгов, не производит уже давно. Да, разумеется, у Tesla есть Илон Маск, на которого многие чуть ли не молятся. Но последние истории показали, что Илон слегка не в себе и готов впадать в истерику как только с ним начинают говорить на языке профессионалов. Помните его реакцию на отказ использовать какую-то там подлодку в спасении подростков из пещеры? Очень показательный пример.

Говорить о том, что какой-либо будущий электромобиль разрабатывается для того, чтобы конкурировать с Tesla, может только человек, абсолютно не понимающий ни в автомобилях, ни в электромобилях, ни в бизнесе. Но да, для того, чтобы насытить информационное поле (и закрыть KPI по количеству упоминаний компании) можно использовать этот прием. Работает же. А почему работает? Да потому что журналисты не дальше этих пресс-служб ушли в степени понимания предмета. Отсюда и радостный разговор на фоне какого-то макета:

– Смотрите, вот наш прототип, это будет конкурент Tesla!
– Вот это да! Срочно в номер! Ведь упоминание Tesla – это +20 к кликбейту заголовка!

“конкурент Tesla”

Реакция наших коллег на эти тезисы была разной. Некоторые подтвердили, что все труднее на рынке найти как журналиста, так и PR-специалиста, которые готовы вгрызаться в предмет публикации/деятельности компании и не прибегать к сомнительным методам. Другие наоборот, указывали, что таков уж современный PR. Ведь, по их словам, до этого о “Калашникове” никто не знал, а теперь о нем из каждого утюга говорят.

О том, каково это, когда из каждого утюга над вами и вашей продукцией глумятся, можно спросить у господина Чемезова и Мартынова, которые уже показывали (и даже пытались хоть кому-то продать) “российского убийцу iPhone”. YotaPhone настолько хреново продавался, что в жизни этот смартфон можно было увидеть разве что в руках бывшего министра связи Никифорова. Да и то, среди еще двух iPhone, которыми министр на самом деле пользовался.

София Иванова, руководитель пресс-службы “Калашникова” и главное говорящее про “конкуренцию с Tesla” лицо концерна

Почему лично меня эта история задевает настолько, что я уже второй текст на эту тему пишу. Все просто. Благодаря таким пресс-службам и таким “профессионалам”, все больше появляется компаний с клеймом-“мемом” на бренде. Концерн “Калашников” на рынке уже больше 200 лет. Два века! И превращать (осознанно) в балаган всю его деятельность ради того, чтобы выполнить KPI по упоминаниям в прессе – это вершина цинизма. Хотя это и понятно – про разработку батарей, инверторов, силовой установки и электродвигатель рассказывать сложно. Лучше заявить, что Tesla должна подвинуться, выходит мощный конкурент, а Илону Маску следует оглядываться по сторонам, не долго ему еще осталось.

Действительно, Маску осталось недолго, но “Калашников” к этому не имеет никакого отношения. Как не имеет отношения к профессии PR пресс-служба концерна “Калашников”. Вы возразите – как же так, ведь часто бывает, что пресс-службе навязывают тезисы и линию поведения. Я бы с удовольствием в это поверил, если бы руководитель концерна в интервью повторял то, что говорит пресс-служба. Но нет. Говорит противоположное и, в отличие от пресс-службы, адекватное. Так что не тот случай.