Хочешь убить здание – отдай его колхознику

image

Благодаря карте подмосковных усадеб, начал потихоньку изучать те, что неподалеку. Щелковский район богат на сохранившиеся частные угодья, но практически не осталось усадеб и домов, которые живут и по сей день. Большая часть, увы, заколочена. При этом так получилось, что вторая подряд усадьба, посещенная мною, после 17-го года прошлого века была отдана аграрному учебному заведению. Во что превратился великолепный дом в Пехра-Яковлево я уже показывал. В Долгое Ледово не осталось вообще ничего. И тот дом, фотография которого находится в начале поста, не имеет никакого отношения к усадьбе, располагавшейся на этой земле два века назад.

image

Для начала о самом доме. Это “старый корпус” аграрного университета, который является прямым наследником школы механизаторов, обосновавшейся здесь в 30-х годах прошлого века. Еще пару лет назад можно было даже обнаружить полуразрушенную площадку заправки тракторов, но сегодня ничего такого на территории я обнаружить не смог. От усадьбы сохранились лишь небольшая часть парка и два рукотворных пруда. Водоемы, как это водится у колхозников, находятся в непотребном состоянии, как, впрочем, и территория в целом. Проложенные дорожки не убираются и потихоньку разрушаются, хотя казалось бы – три общежития расположены прямо на территории. Что стоит студентам держать в приглядном состоянии хотя бы собственный парк, где они щупают однокурсниц и распивают дешевое вино – непонятно.

“Старый корпус” оказался постройкой середины 20-го века, как бы ни хотелось увидеть в нем старый дом какого-нибудь купца или подпорутчицы, которым в разное время принадлежала усадьба Долгое Ледово. Чтобы внести ясность, я проконсультировался у Ивана Матвеевича, архитектора и реставратора. Он сообщил, что, судя по фотографиям, регулярная планировка окон указывает на то, что планировка тоже регулярная, напоминает классы и типовые кабинеты. По его словам, к школам пристраивались спортзалы, учебные кабинеты, а на участке присутствовали спортплощадки, места построения школьной дружины. Все это действительно есть в непосредственном окружении дома, так что скорее всего эта типовая школа была построена на месте старого усадебного дома.

Дом заброшен, окна заколочены, все как в усадьбе Пехра-Яковлево. При этом постройки принадлежат учебным заведениям, и их постепенное обветшание и разрушение лежит полностью на их совести. Почему нельзя передать эти дома на баланс другим организациям решительно непонятно. Вместо этого им выдаются звания “старый корпус”, а сами студенты переходят в соседние здания. Примерно также действовали герои сказки “Незнайка на луне” – когда кончалась чистая посуда и мебель в одной комнате особняка, они просто переходили в следующую.

На днях планирую скататься чуть подальше, есть тут неподалеку уголок, где должна была сохраниться не только усадьба, но и масса построек тех же времен. По результату обязательно напишу. Но самое главное, там вроде как ничего не передавали колхозным учебным заведениям. А это внушает некоторую долю оптимизма.