Заставь дурака блогу молиться…

Мой хороший друг Владимир Яблоков написал отличный текст на злобу дня. Привожу его без купюр.

Ашманов сильно разочаровал своей конспирологией. Оказывается, все очень просто – достаточно посмотреть на график частотности упоминания темы в соц.сетях и можно моментально определить: «естественная» она или нет. Вероятно, Ашманову стоило бы автоматизировать технический анализ и предоставить API всем желающим: скармливаешь системе график упоминаний чего-либо и в ответ получаешь ровно один бит: true («заказуха госдепа») или false («естественный интерес аудитории к теме»).

В качестве примера Ашманов привел тему Патриарха Кирилла, «которую включили вместо Путина». То есть, по версии Ашманова, некие неустановленные лица организовали кампанию против Патриарха, и ашмановский график тому свидетель. В Яндекс.Блогах, кстати, почему-то несколько иная картина – ну да ладно.

Вооружившись бритвой Хэнлона попробую коротко разобрать именно этот пример. Эта история для меня интересна тем, что еще в феврале я говорил, что РПЦ допустило фатальную ошибку, последствия которой придется долго разгребать. В тот момент я остался, мягко говоря, непонятым. Прошло уже почти полтора месяца и теперь очевидно, что я был прав.

Для начала несколько фактов и лирических отступлений. О самой акции напишу чуть позже, т.к. многие путают ролик на ютубе и саму акцию. Так вот, если кто-то не в курсе, то разнообразных антиклерикальных и антирелигиозных акций за последние годы проводилось немало. По степени эпатажности Акция Pussy Riot не то, чтобы не выделяется, а просто меркнет на их фоне.

Напомню лишь о некоторых из них: в 1994 году (когда было принято решение о восстановлении ХХС), в присутствии верующих, вовремя крупного культурного мероприятия, проходившего в осушенной чаше бассейна «Москва», члены «группы без названия» (Бренер-Литвин-Ревизоров), залезли на вышку для прыжков в воду. Литвин пускал бумажных голубей, сделанных из газеты. Ревизоров кричал по-французски «ублюдки». Александр Бренер мастурбировал. Через год тот же Бренер прыгал на алтаре Богоявленского собора в Елохове, при этом он громко кричал и разбрасывал листовки. В 2000-м году, на фоне ХХС было снято на видео прибивание гвоздями к деревянному кресту Олега Мавромати, на спине которого была вырезана бритвой надпись – «Я не сын бога». Перечислять можно очень долго, сейчас важно то, что мероприятия эти не вызывали такого сильного общественного резонанса как «панк-молебен». Например, кто сейчас помнит о том, буквально несколько месяцев назад перед ХХС голышом прыгали активистки «Фемен»?

Теперь, собственно, о «панк-молебне». Что было сделано? В период с 19 по 21 февраля 2012 года как минимум в двух храмах (Богоявленский собор, Храм Христа Спасителя) были отсняты фрагменты нашумевшего ролика. В реальности в храмах никто на гитарах не играл, и на алтаре не прыгал. Вероятно, именно этим и объясняется, то, что первоначально в отношении активисток не было предпринято никаких силовых действий.

Оставлю за скобками личность удивительно легко избегающего арестов Петра Верзилова, а так же, то, что с точки зрения эстетики акция была настолько провальной, что либеральные СМИ постарались проигнорировать это событие, потому как оно явно дискредитировало протестное движение.

Первой публичной реакцией стал пост Андрея Кураева, который позиционировал событие как малозначительную хулиганскую выходку, организаторы которой слабо знакомы с традициями, и в целом, плохо понимают, что они сделали и зачем. Для меня же ключевым моментом в этом тексте явилась фраза «продумывая нашу реакцию». Судя по результатам, Кураев, единственный из спикеров РПЦ, кто продумывал реакцию.

Буквально через несколько часов из Максима Шевченко кирпичами посыпалась ненависть – капсом набранный заголовок «ВОЙНА БЛЯДЕЙ», которых защищает «похотливый дьякон», заговор «развратных либералов с жестокими ментами», благодаря которому «девки ушли их Храма беспрепятственно». Все это говорило о том, какой будет дальнейшая реакция РПЦ (хотя, конечно, я и не мог предположить, что дело дойдет до СИЗО и уголовной статьи). Тем не менее, у меня не осталось сомнений, что в этой ситуации Церковь безвозвратно утратила все полимеры.

Если бы у руководства РПЦ хватило интеллекта на то, не позиционировать Pussy Riot как некий субъект по масштабам соотносимый с Церковью, то эта история имела бы не больший резонанс, чем другие акции Pussy Riot. Собственно, к 3 марта про нее уже забыли. Однако после заключения в тюрьму нескольких молодых женщин ситуация развернулась на 180 градусов – хулиганок в один момент превратили в мучениц.

Огромные административные и медиа-ресурсы РПЦ были брошены на то, чтобы рассказать всему миру о злодеяния «диавольских» феминисток, которые нанесли чудовищный удар по Церкви. 6 марта Чаплин выступил с одобрением репрессивных мер и призвал ужесточить законодательство. Реакцию большинства журналистов на такое выступление, предсказать, в общем-то, смог бы и ребенок. 7 марта выступает пресс-секретарь РПЦ Легойда, который усиливает высказывания Чаплина и заявляет, что «даже большевики в свое время не позволяли себе того святотатства, которое было проявлено в рамках панк-молебна».

Большинство людей, к которым обращено это заявление, хотя бы поверхностно, но помнят историю гражданской войны 1917–1923 годов. Невероятные зверства, которые творились во время массовых убийств духовенства (в том числе и в церквях), адекватный человек никак не сможет сопоставить с публикацией ролика в сети. Не говоря уже о том, что это, по сути, издевательство над памятью о российских новомучениках. Впоследствии Чаплин будет неоднократно заявлять, что именно эта акция – грех более страшный, чем убийство.

Со слов иерархов РПЦ выходит, что акция Pussy Riot, более страшное деяние, чем, например, казнь большевиками в 1919 году архиепископа Тихона, который был повешен на Царских вратах Благовещенского собора во время совершения богослужения.

Очень хотелось бы услышать версию РПЦ – какая реакция журналистского сообщества ими предполагалась в ответ на подобные заявления. Если, конечно, они вообще думали о ней. Есть большие сомнения, что там было хоть какое-то прогнозирование и анализ. По-моему очень не сложно догадаться, что на ашмановском графике вырастет очередной зубец, и практически все упоминания будут негативными.

Забавно, что многие всплески на негативных публикаций соответствуют активности спикеров РПЦ. Напомню, что первоначально акцию проигнорировало большинство СМИ – как государственные, так и оппозиционные. В период с 3 по 7 марта, когда состоялись аресты и РПЦ начала медиа-кампанию против Pussy Riot, все внимание было приковано к президентским выборам. Церкви пришлось сильно постараться, чтобы на эту историю обратили внимание.

В момент, когда фокус общественного внимания сконцентрирован на каком-либо событии или общественном институте, все связанные или схожие события становятся мейнстримом. Это типичная ситуация – редакторы и журналисты в погоне за рейтингом эксплуатируют популярную историю. И касается она практически любой темы – от подростковых самоубийств до ДТП c VIP-персонами.

В нынешней медиа-кампании «Патриарх Кирилл и РПЦ против всех» именно Церковь каждый раз выступала в качестве инициатора очередной волны обсуждений. Наиболее показательной здесь является ситуация с часами Патриарха. Вопрос о часах – это один из множества вопросов к Патриарху Кириллу. Ранее он шел через запятую, вместе с лимузинами, дворцами, яхтами, личными самолетами и тому подобным.

Но эфир с Соловьевым и оправдания именно по этому, довольно скользкому пункту привлекают к нему всеобщее внимание. Это понятно – если бронированные лимузины и личные самолеты можно еще как-то объяснить (необходимость перемещений по миру, обеспечение безопасности), то часы за несколько десятков тысяч евро – специальный маркер, демонстрирующий, что его обладатель находится на вершине пирамиды потребления материальных благ и считает нужным демонстрировать это окружающим.

Осознав, что после интервью с Соловьевым часы стали серьезной проблемой, церковники допускают еще более глупую вещь – попытку подчистить в сети фотографии, которые доказывают, что патриарх сказал неправду. Какой еще результат могут дать такие действия? Ну не могло тут в принципе быть другой реакции.

Кстати, именно ситуация с часами будет иметь серьезные последствия, т.к. ЛОМы и медийщики в частности получили четкий сигнал: «поддерживая РПЦ в информационных войнах, защищаете право на сверхпотребление топ-менеджмента РПЦ». Долговременный эффект такого месседжа, думаю, очевиден.

По существу, мы видим, что РПЦ решила воспользоваться рядовой провокацией, чтобы сделать из нее показательный пример и продемонстрировать мирянам свое «могущество». То есть тема была инициирована именно РПЦ, после того, как о ситуации с «панк-молебном» практически забыли. И каждый раз, когда кто-то из троицы Гундяев-Чаплин-Легода выступал публично – это предсказуемо заканчивалось очередным PR-поражением Церкви и на графиках Ашманова возникали очередные зубцы.

Давайте попробуем представить ситуацию, когда в каком-либо телешоу обсуждаются, к примеру, вопросы роуминга. В студии сидят представители «большой тройки». Ведущая принимает звонок и зрители слышат голос, предположим, Андрияшкина, представляющего TELE2. Вдруг Турцева вскочила бы с места и завопив – «я не буду говорить с этими дискаунтерами, они занимаются демпингом, это заговор», сверкая пятками, покинула бы студию со своими сторонниками.

А ведь похожая история произошла на самом деле. Звонившим в студию был Невзоров, который не успел даже поздороваться с аудиторией, как из студии с криками «бесы!» побежал протоиерей Чаплин. Случись такая история с представителями каких-то крупных организаций – последовали бы вполне конкретные кадровые выводы в отношении того, кто в прямом смысле бегает от оппонентов. Думаю, даже в государственных учреждениях подобное поведение официального представителя не осталось бы безнаказанным. Но Церковью действия Чаплина лишь поощряются.

Скоро, по всей видимости, состоится суд (как минимум, по мере пресечения). И у меня есть вопросы ко всем гуру пиара, системного анализа и конспирологии. В случае если девушек посадят:

1) Сколько будет продолжаться активная фаза антиклерикальной и антирелигиозной кампании?

2) Каких высот на графиках достигнут пики, иллюстрирующие количество негативных отзывов об РПЦ и ее руководстве?

3) Как скоро в организации этой кампании будут обвинены: либералы, госдеп, сатана (нужное подчеркнуть)?

В общем, cock-up before conspiracy. Ну и самое главное – уверен, что по итогам никаких выводов сделано не будет. Ни кадровых, ни технологических. Поэтому теории заговора подобные ашмановской будут весьма востребованы.

«Конец немного предсказуем» (с)

Автор поста: Владимир Яблоков