По всей России прокатились акции протеста дальнобойщиков против введения платы за проезд по дорогам. Никогда такого не было, и вот опять. Предлагается владельцам (не водителям) оплачивать каждый километр дороги, по которому колесит многотонная махина. Деньги, как ни странно, предлагается пустить на ремонт этих самых дорог общего пользования. Потому что грузовики при должном трафике превращают любую дорогу в лыжню за считаные месяцы. А значит, надо либо чаще их ремонтировать, либо использовать более дорогие материалы дабы колея возникала не через квартал, а хотя бы через год-два.
История вопроса такова. В 2013 году правительство решило, что пора бы заставить платить за дороги самих водителей. Бюджет не резиновый, и денег хватает либо на строительство новых дорог (а они, не поверите, строятся и реконструируются), либо на ремонт уже существующих (что загоняется в ловушку, оборачивающуюся гарантированным транспортным коллапсом в обозримом будущем).
Для начала было форсировано строительство платных скоростных трасс, которыми уже сегодня пользуются любители поколесить по России. Стоимость для легкового автомобиля вполне приемлема, а если ехать ночью, то и вовсе получаются копейки. Большегрузам также разрешено на платные участки заезжать, но плата за проезд для дальнобойщиков реально высокая. Тем не менее, грузовики там ездят: видимо, кто-то заранее решил изменить бизнес-модель и начал привыкать к платному проезду.
После того, как была построена трасса «Дон», скорость потока на которой достигает 150 километров в час, остро встал вопрос о дублере – старой дороге в том же направлении. Ведь мгновенно поток дальнобойщиков перешел на эту убогую и разбитую трассу, усугубляя и разрушая то, что еще оставалось. Ремонтировать эту дорогу никто не хочет – муниципалитетам это никуда не впивалось, ведь деньги местные, а комфорт требуется проезжающим. Смысла тратить их на дальнобойщиков нет никакого. А значит, деньги надо откуда-то взять. Логично, что предложение обложить данью тех, кто пользуется этой дорогой, получило должную поддержку на самом верху.
Итак, в 2013 году объявили – готовьтесь. Спустя два года, то есть сейчас, начали требовать оплату, причем в течение первого полугодия – в два раза ниже. И начались протесты. Вот не ждали, не гадали, а тут внезапно вынь да положи 1,5 рубля за километр. На секундочку, это около 1500 рублей за маршрут от Москвы до черноморского побережья. Ну то есть в принципе не так уж и много. Особенно с учетом расходов на грузоперевозку в целом.
Что такое грузоперевозка? Это два водителя, солярка, амортизация, расходы на питание и ночлег/душ. Косты такие, что 1,5 рубля за километр увеличат их так несущественно, что даже не стоит об этом говорить. Так отчего же протесты?
С одной стороны, логистические компании действительно не хотят платить. Это нормально, ни один бизнес не станет платить лишнего, если такое возможно. С другой стороны, сами водители очень не хотят, чтобы появился дополнительный инструмент контроля за тем, что происходит между точками А и Б. Вот посудите сами, раньше можно было взять дополнительный груз, заехать по дороге в городок и получить теневой доход. А теперь не получится – пункты контроля стоят на трассах и владелец сможет отследить, когда где его большегруз проехал, как долго он находился между двумя точками.
Точно так же было, когда логистические компании массово начали оснащать автопарк системами спутникового мониторинга, правда, больше это было распространено в сфере перевозок топлива: из бензовоза массово сливали бензин и продавали на черном рынке. Простые грузовики никто не контролировал, что они делают в пути – неизвестно. И дальнобойщики очень хотят, чтобы все оставалось по-прежнему.
Между тем, вернемся к самим акциям протеста. Что они сделали? Выстроили свои фуры вдоль трасс и включили аварийку. Ну, хорошо, а дальше-то что? Большегрузы и раньше создавали трудности на трассах, они мешают что в движущемся, что в стоячем положении. Лишний раз напомнили о себе? Непонятно, кому.
Что будет дальше? Ну разумеется, никто ничего уже отменять не будет. Слишком много денег на это все было потрачено. Вырастут ли цены? Они и без этого растут, введение платы за километр пути не окажет серьезного влияния на инфляцию. Но что точно появится – это деньги для строительства и ремонта дорог. Это куда важнее, чем слезинка дальнобойщика, заправляющего свой тарантас такой дрянью, что если пристроится сзади, то можно задохнуться от газов из выхлопной трубы.
Интрига лишь одна. Ограничатся ли просто стоянием на обочине, или же начнут трассы перекрывать. Во втором случае не понадобится никакая полиция, водители сами их порешат. Ибо дальнобойщиков не любит никто.