На “Составе” появилась забавная статья о том, что традиционные в контексте бизнес-моделей медиа ждет скоропостижная смерть.
СМИ с традиционными моделями монетизации контента пора заносить в Красную книгу как вымирающий вид. Пора свыкнуться с мыслью, что эпоха СМИ как коммерческой структуры, генерирующей выручку и приносящей дивиденды акционерам, уходит в прошлое. Эксперты считают, что будущее за некоммерческими медиа, которые будут работать по совершенно новому принципу.
Стоит ли говорить, что про совершенно новые принципы в статье ни слова? Зато там очень много мнений экспертов о том, что растущая скорость обработки информации и ее трансляция в социальные медиа уничтожает спрос на качественную журналистику и аналитику. В довершение всего дается рекомендация СМИ трансформироваться в некоммерческие организации. Спасибо за совет.
Бесполезно высказывать претензии Ирине Мирош, обозначенной как автор этой статьи. Она всего лишь пример того, почему подобные мысли в принципе ложатся на благодатную почву. Статья является лишь вольным пересказом оригинала, который, в свою очередь, рассказывает об американской в частности и англо-саксонской в принципе модели бизнеса СМИ. Она очень красивая и правильная, о ней грезят Ольшанский и Соколов-Митрич. В этой бизнес-модели, например, считается нормальным потратить месяц-два на полное погружение в тему. Разумеется, с соответствующим вознаграждением журналиста. Правда, таких персонажей даже там единицы, но юные выпускницы, насмотревшись как Кэрри Брэдшоу в перерывах между шоппингом и страстной романтикой пописывает колонки в некий журнал и получает достаточно для беспечной жизни на Манхеттене, бегут в приемные комиссии журфаков.
Что происходит дальше? Дальше они вынуждены слушать скучные лекции о механике и методике работы с информацией, и ждут не дождутся мастер-классов, на которых практикующие журналисты расскажут им – как на самом деле все происходит. Журналисты тоже не дураки, и вместо описания скучнейшего процесса ежедневной работы, травят байки и рассказывают, как все должно быть. Но не как происходит на самом деле.
В результате на выходе индустрия ежегодно получает сотни журналистов, которые, с одной стороны, витают в облаках фантазий, и, с другой стороны, неспособные на повседневную работу журналиста. Поиск тем, опрос источников, перепроверка фактов. Это так скучно! Давайте лучше будем брать зарубедные статьи и их перессказывать!
Контентная модель CR долгое время базировалась именно на переводах и пересказах зарубежных новостей. Мне казалось, что у нас на рынке ничего не происходит, а вот там-то – огого движняки. Это оказалось пустышкой. И мне жаль потерянного времени, приходится со скрипом перестраиваться на более унылый, но, как показала практика, интересный читателю поток наших новостей. И что удивительно – это не читатель любит негатив. Это журналисту проще писать о негативе.
Никто не спорит, что медиа сегодня приходится несладко. Но изменения информационных потоков не имеет к этому никакого отношения. Уникальные журналистские коллективы, которые с завидным постоянством подвергаются гонениям ссаными тряпками, постоянно говорят о том, что нужно отделять бизнес от журналистики. Я согласен. Но тогда про бизнес не заикайтесь. Раз уж вы ничего в этом не понимаете.
Недавним примером может служить основатель Amazon.com Джефф Безос, который за бесценок приобрел легендарную газету Washington Post – сумма сделки составила всего 250 млн долларов.
Всем бы так. Всего 250 миллионов. Бесценок.
Насколько я помню, в России ни одно издание за такую цену не продали. Ни в 90-е, ни в 2000-е. Но про смерть и бесперспективность коммерческих медиа фантазии публикуются постоянно.