Социальное сетевое одиночество

Когда-то я установил себе программу, которая отслеживала, сколько времени я провожу в приложениях, на сайтах, за компьютером вообще. Программа позволяла расставить ярлыки на программы и сайты, чтобы делать сводную статистику, сколько, допустим, времени было потрачено на работу, а сколько на развлечения. Единственная засада была как и в сервисе Last.FM – приходилось первый месяц постоянно выставлять соответствующие галочки всем сайтам и приложениям. После этого наступило сладостное время – 99 процентов времени четко анализировалось и представало в виде графиков, достаточно наглядно показывающих, как на самом деле я трачу время за компьютером. Потом я отказался от этой идеи. Вовсе не потому, что графики меня не радовали, или потому, что я вдруг обнаружил нелицеприятные для себя факты. Просто подобный подход хорошо использовать, когда твоя работа за компьютером связана с конкретными функциями. А у меня все иначе.

Я не могу сказать, что если я просидел в Facebook час подряд, то обязательно потратил это время на игры или созерцание фотографий друзей. Это могла быть содержательная беседа с интересным для меня с профессиональной точки зрения человеком, могло быть обсуждение проекта, спор о статье. Другими словами, приложения и сайты в одночасье стали играть для меня разную роль, у них появился двойной функционал. Даже сейчас я пишу эти строки в Microsoft Word и думаю – ну вот как вычленить из общего времени по тегу «работа» эти двадцать минут, когда я пишу вовсе не рабочий текст.

Сложнее всего – с социальными сетями. В разное время я экспериментировал практически со всеми сервисами. У меня был дневник на diary.ru, который я вел от лица девушки. И даже получилось сплотить вокруг себя бабский междусобойчик. Понял, что пора прекращать такого рода эксперименты, я после того, как в одном из постов меня спросили – а я как предпочитаю ходить, без бюстгальтера или  в нем. А если без – как я решаю проблема натирания сосков. Это было выше моих сил. С тех пор я веду дневники под своим именем, или, хотя бы, не особо его скрываю.

Последним моим пристанищем стал Facebook. До него я год вырабатывал личную стратегию, точнее говоря, концепцию своего поведения в социальных сетях. Начав с абсолютного отсутствия барьеров, я пришел к выводу, что у меня нет желания «дружить» со всеми подряд, и в особенности – с активными участниками. Проблема даже не в том, что болезнь пулеметной очереди постов с содержанием в стиле «я пошел в туалет» не излечилась с приходом новых технологий, большинство перенесло ее из ЖЖ в Facebook с промежуточной остановкой в Twitter, который лишь усугубил историю болезни пациентов. Мне это безразлично, каждый имеет право на то, чтобы самовыражаться так, как ему угодно. Если хочет строчить безостановочно по принципу «человек акын», что вижу, то и пою, то это его право. Но в тоже время, признавая чужое право, я требую признания прав своих. Например, право на ограждение себя от тех, кто мне не нравится. Кто меня раздражает. Кто съедает мое время.

Время – ресурс наиболее дорогой. Все следят за тем, как стремительно в цене дорожает золото. Считают его мерилом всего на свете. Говорят, надо в него инвестировать. Некоторые уверены, что оно упадет в цене. Кто-то отслеживает котировки компаний, играет на бирже, торгует валютой. Но все, почти все забывают о том, что главный ресурс, который не падает в цене – это время. Просто потому, что он не восполняется, и потому, что его количество обусловлено именно вами. Человек, узнав, что ему осталось немного, начинает судорожно делать то, что мог бы сделать уже давно. Мчится на Гоа, устраивается волонтером. Пытается купить индульгенцию, не важно, перед кем – перед Богом или перед самим собой. Не важно потому, что все эти телодвижения бессмысленны. По-настоящему хорош тот, кто готов уйти в любой момент. Кто живет по принципу завершенности всего, что он делает. Кто живет планированием не только долгосрочным, но и в ближайшей перспективе. Кому не придется рвать на себе волосы за бесцельно прожитую жизнь.

Я согласен, таких не много. Это идеал, который, как известно, не достижим, так как иначе он не может быть идеалом. Но один из первых шагов к этому идеалу – отказ от всего, что может повлиять на вас деструктивно. Например, если не нравится, что пишет человек – надо его отстранить от возможности оставлять комментарии и отписаться от его ленты. Это ведь очень просто. И эффект можно прочувствовать практически сразу.

Кто-то скажет – а как же свобода слова? Как же принципы? Ведь нельзя огораживаться от всего мира? Я отвечу просто. Этот человек – не весь мир. Весь мир – это шесть миллиардов человек. И если одного из них вы забанили, уничтожили, закрыли ему вход – остальные никуда не делись. Я стараюсь помнить об этом. Мир слишком большой и интересный, чтобы зацикливаться на десятке-другом, пусть и активных, но не слишком далеких и несовместимых с вами людей. Надо быть открытым для всех, но закрытым для тех, кто мешает вам быть открытым. Вот и все, что я хотел сегодня сказать.