Как в Калининграде тираж отказывались печатать

printing
Помню, как во время обучения журналистике в ТГУ на одном из старших курсов у нас появился предмет «Экономика». Вела его бодрая женщина, всерьез надевшаяся дать будущим журналистам азы экономических процессов и взаимосвязей. Наш университет не одинок – экономику преподают всем журналистам. Но как только выпускник окунается в реальную жизнь, он забывает все, что ему пытались вбить в голову. Между тем, понимание экономических процессов в первую очередь на самом низком, производственном уровне, помогает избежать абсолютно идиотских заявлений и претензий.

В Калининграде на некую газету весной оказывалось давление. Там проходили предварительные выборы, по результатам которых формировались партийные списки, и газета своими публикациями не угодила кому-то из чиновников. Тот, разумеется, включил собственные рычаги, и газету отказались печатать в типографии. Что сделала газета? Может быть, нашла типографию в другой области? Нет. Может быть, задумалась о создании собственной? Нет. Редакция обвинила типографию в том, что у них не было повода отказать в печати тиража.

В этой наивности – вся наша журналистика, особенно либерально настроенная. Отстаивая ценности свободного рынка, журналисты этих изданий (как и руководители) отчего-то забывают о праве частного бизнесмена отказать в сделке (тут – в печати издания) без какого-либо повода. Вот не захотелось. Любят же наши либеральные деятели профессора Преображенского, так почему бы его отказ покупать журналы в поддержку каких-то идеалов по причине «не хочу» вызывает у них восторг, а отказ частной компании в предоставлении им услуг по той же причине – недоумение? Проблема лежит гораздо глубже.

Научить чему-то можно лишь того, кто хочет учиться. В моем понимании журналист – это человек, которые учится постоянно. И не только тому, как писать и о чем. Профессионала отличает стремление заглянуть за горизонт, за кулису занавеса, которым PR или чиновники пытаются прикрыть все то, что журналисту показывать не хотят. Большинство это устраивает, они на пресс-мероприятия приходят за подарками и едой. Тем, кого это не устраивает, приходится несладко, но в результате именно они вытаскивают на свет божий настоящие истории. Рассказывают о событиях так, что в процессе чтения буквально переносишься на место событий. А еще профессионала отличает четкое понимание экономики процессов.

Простой пример. В городе подорожал проезд в общественном транспорте. Что сделает центральной темой недалекий журналист? Правильно, тезис «не имеют права поднимать тарифы, негодяи». На что обратит внимание нормальный журналист? В первую очередь на соотношение повышения тарифов с общей инфляцией, ценами на топливо и другие факторы. Что сделает профессионал? Разберет по косточкам все составляющие повышения тарифов, поговорит со всеми участниками процесса и уже по итогу даст полную информацию по тому, насколько адекватным было повышение. И лишь блоггер или подобный ему человек будет вопить о том, что власть оборзела, дерут последнюю копейку с работяги.

Вернемся к Калининграду. Удивление у меня вызвала именно позиция издания. Они даже не думали решать проблему, они упивались ее наличием. Для некоторых СМИ это по-настоящему главный капитал – гонения, страдания, давление со стороны негодяев (а на их месте могут быть кто угодно, это не так важно). Решать проблему они не хотят, более того, они даже не обозначают эту проблему. Вместо того, чтобы выпустить свою газету с важной статьей, но потерять в деньгах (отпечатать тираж, например, в ближайшей области, привезти его на самолете и распространить), они статью снимают. Прогибаются под чиновника и начинают уже по факту возмущаться.

Что делать? С малых ногтей приучать себя разбирать ситуацию на кирпичики и учиться определять составляющие процессов, будь то ценообразование или выпечка хлеба. Иначе останутся лишь эмоции, а они до хорошего не доведут. Истеричек никто не любит.