#утренняяреплика в telegram-канале Content Review
Компания Rambler – это неуловимый Джо нашего уютного рынка. Все знают, что она существует, но никто не знает, чем она занимается. Между тем это не мешает Rambler заниматься масштабными проектами по бесконечному перемешиванию своих активов, проводя презентации в экзотических местах. На этот раз журналистов собрали в Сан Себастьяне, курортном городке на берегу Бискайского залива в каталонской Испании. Объявили о том, что кинотеатры «Синема парк» и «Формула кино» со следующего года будут называться Okko, и, соответственно, объединены с одноименным интернет-кинотеатром.
С 2019 года начнется ребрендинг кинотеатров, от старых брендов полностью откажутся, вокруг будет один лишь Okko. Пусть доля «Синема парк» и «Формула кино» на российском рынке невелика, всего лишь 12-13% от общего количества экранов, это вполне достаточно, чтобы навести шороху. Достаточно вспомнить, как относительно недавно была введена комиссия за покупку билетов в эти кинозалы в сторонних онлайн-кассах. Тогда Мамут победил, возможно, победит и сейчас. Ведь есть очень интересный пример того, как классический (а кинотеатры что ни на есть классический бизнес) сервис вовремя перекочевал в онлайн, а его конкуренты почили в бозе.
Речь, конечно, о Blockbuster и Netflix. В начале 2000-х Netflix приходил к своему прямому конкуренту, но тот отказался от слияния, сказав, что никому не интересно получать DVD с фильмами по подписке. Несколько лет спустя Netflix откусил значительную долю рынка видеопроката, а в 2007 году запустил стриминговый сервис. Результат известен – Netflix является лидером рынка онлайн-кинотеатров, Blockbuster стал частью истории, закрыв всю свою сеть проката DVD.
Идея Мамута проста – сделать традиционные кинотеатры частью онлайн-сервиса. Хочешь посмотреть новый фильм – иди в кино, не хочешь в кино – подожди, и посмотришь в онлайне. Схема привычная, понятная, но дьявол кроется в деталях. Обладая значительной долей как на рынке традиционного кинопроката, так и на рынке онлайн-кинотеатров, Okko сможет задать новые правила игры как минимум для себя, а как максимум – для всего рынка. Например, беря фильм в кинопрокат, в одном контракте прописывать прокат не только в сети кинотеатров, но и в онлайне. Экономя и время, и деньги.
Сегодня аудитория онлайн-кинотеатров практически не пересекается с аудиторией традиционных кинотеатров. Первых затащить в кино можно только на громкие кинопремьеры, да и то, со скрипом, а вторые, зачастую, считают сервисы онлайн-кинотеатров слишком сложными. Если же все объединить не просто под одним брендом, но и на одной платформе, можно надеяться на эффект синергии – смешения аудиторий. Не говоря уже о том, что открываются возможности для обкатки новых бизнес-кейсов.
Например, пользователь интернет-кинотеатра может получать бесплатный билет в кино каждый месяц. А постоянный зритель кинотеатра – неделю-две подписки на онлайн-просмотр. Не говоря уже о пакетах по принципу «все включено», благо в США уже есть сервисы, открывающие возможность посещать кино столько, сколько захочется.
В этом месте должен был быть пассаж про то, что Rambler не сможет реализовать такой масштабный проект просто потому, что это Rambler. Но будем откровенны. На российском рынке сегодня нет ни одной компании, которой под силу хотя бы скопировать западный кейс, не говоря о том, чтобы создать что-то свое, новое. Дуров уехал, а «Яндекс» и Mail.ru Group все больше становятся похожими на Rambler. Странные компании, живущие на рекламные доходы запущенных в прошлом платформ.