Не знаю, когда у меня появилось то, что я называю «чувством обостренного желания помочь». Из-за него, пожалуй, и случилось в моей жизни много нехорошего, да и продолжает случаться. Так сложилось, что в большинстве своем я умею предугадывать большинство нехороших событий. Я не провидец, не экстрасенс. Просто стараюсь ориентироваться на здравый смысл. Читаю инструкции. Стараюсь разобраться в сложных ситуациях. Запоминаю. И все это позволяет мне быть более-менее спокойным. Я готов к разным ситуациям в своей жизни. Меня сложно застигнуть врасплох. Однажды, лет пять назад, я допустил оплошность, но такого больше не повторится. Я надеюсь.
Вчера я писал насчет того, что в интернете кто-то не прав. Сегодня, перечитав этот текст, я понимаю, что упустил одну немаловажную деталь. Я не пускаюсь в бурные споры по позициям или ситуациям, в которых я абсолютно не разбираюсь. Я не спорю с «несогласными», просто считаю их не вполне здоровыми людьми. Но я включаюсь почти в каждую дискуссию о столкновениях обывателя с представителями власти. Потому что слишком много прочитал. Не только с точки зрения гражданина, но и с другой стороны, со стороны представителей власти, закона. Читать законы – это очень правильно и необходимо. Даня мне рассказывал, что решил завязать с сектой своей после того, как сидя в клозете и листая «Уголовный Кодекс РФ» он наткнулся на статью, согласно которой ему грозил достаточно большой срок. Листать законы или хотя бы быть с ними знакомыми не на уровне отдельного знания номеров статей конституции для отмазки от милиции, требующей прописку, очень полезно. Но никто этого не делает.
Этим жарким летом вся Москва устанавливала кондиционеры. Конечно, сплит-системы. Конечно, законов никто не читал. Поэтому когда в середине августа жара спала и местные коммунальные службы начали намекать, что было бы неплохо провести легализацию повешенных на стенки домов радиаторов, что по закону грозит немалый штраф – начался великий вой. Люди не понимали, почему они должны соблюдать какие-то там предписания и указания. Им жарко, и это главное. Между тем, достаточно было прочитать пару документов, чтобы понять – установка кондиционера, если мы говорим о легальном, должна быть согласована в нескольких инстанциях, необходимо оплатить работу проектировщиков. Вроде бы, кажется маразмом, но на самом деле у вас то окна будут закрыты, а вот соседям сверху придется наслаждаться потоками горячего воздуха, а соседям снизу привыкнуть к капели вашего конденсата. Конечно, думать лишь о себе – это главный тренд нашей эпохи, но с чего возмущаться то?
Я стараюсь в первую очередь начинать с себя. Я не хочу проблем, поэтому перед тем или иным шагом или крупной покупкой изучаю всю доступную информацию, советуюсь с друзьями. Я кладезь ненужной мне, но полезной для окружающих, информации. Но она никому не нужна. Все предпочитают наступать на грабли и набивать шишки. Раз за разом, в одном и том же месте. Никто не слушает и не хочет слушать. Все умные.
Я не отчаиваюсь. Я отчаялся лишь на несколько дней один раз в жизни, когда моя семья распалась. Но ничего, собрался. И с тех пор стараюсь обращать больше внимания не на себя, а на всех, кто мне близок и дорог. От этого моя маниакальная страсть обустраивать чью-то карьеру, помогать бесплатно, отказываться от бессмысленно дорогих проектов. Я стараюсь помочь и искренне радуюсь, когда мою помощь принимают. Так же искренне я негодую, когда от помощи отказывают. Потому что знаю, что откажутся, попробуют сами, и вернутся. Скажут, что попробовали, просрали все полимеры, испоганили весь background, а теперь надо что-то сделать. И ведь делаю. И делаю хорошо. Наверное, хорошо, раз возвращаются вновь и вновь.
Каждый год поздней осенью у меня начинается локальный кризис ценностей и системы координат. У меня вообще год весь распланирован на хронические кризисы и депрессии, периоды подъема и спада. Но в данном случае я хочу рассказать, пусть и кратко, именно о кризисе ценностей. Когда я работал в одной крупной компании, мне начальник по IT Рома сказал: «я никогда не буду воровать, если это мне принесет меньше, чем хватит на всю оставшуюся жизнь». Мне запала в душу эта концепция ориентирования в собственных принципах. И, по сути, мне импонирует такой подход. Все вокруг рвут, хватают, осваивают, пилят. Периодически зовут меня. Отказываюсь. И вот наступает осень, я сажусь и начинаю размышлять – а может, надо было согласиться? Может действительно смысл жизни в квартирке московской да в машине Lexus? Ведь переходя на новый уровень, ты всегда выбираешь, будешь ли ты идти дальше, не останавливаясь, или будешь пытаться стать профессионалом достигнутого уровня. Я всегда выбираю второе. Потому что деньги – это вещь преходящая. А самоуважение – оно либо есть, либо нет. И нет ничего хуже, чем осознание, что ты – всего лишь наворовавший жлоб. Или ненаворовавший. Жлобом от этого ты быть не перестаешь.