Москва и инвалиды

Периодические возникновения рассуждений о проблемах инвалидов в Москве – хорошая тема для PR. Помню, недавно популярные блоггеры и деятели культуры во главе с Александром Носиком решили проверить, насколько плохо быть в Москве инвалидом. Они сели в инвалидные коляски и отправились гулять. В центре. По садовому кольцу. Самое место для прогулок, особенно если ты инвалид. Но да Бог с ними, с блоггерами, они и фекалии кушать будут, если это положительно скажется на их популярности.

Буквально вчера я спешил на интервью и по дороге до метро, перепрыгивая через канавы, думал – а вот для кого устанавливают эти «метки» пешеходных переходов? Вы наверняка их видели, выкрашенные в убогий желтый цвет мини-аналоги «лежачих полицейских». Я так понимаю, их главная функция – предупредить слепого инвалида, что рядом есть переход через дорогу. Наблюдая за интенсивной работой гостей из средней Азии, которые, не смотря на 20-градусный мороз, довольно бодро долбили асфальт, я думал – а почему, собственно, эти гости из Азии не могут заделать гигантскую яму позади нашего дома? То есть, для слепых инвалидов – нормально установить какие-то конструкции, а для простых граждан – незачем, потерпят.

Проблема инвалидов в Москве мне, честно говоря, не очень понятна. Москва не приспособлена к жизни вообще, прежде чем порассуждать о ее удобстве для инвалидов достаточно посмотреть, как пытаются выжить миллионы молодых людей, ютящихся в коммуналках и добирающихся на работу на электричке. Их удобство, их желание жить достойно в расчет не берется. Ну да ладно, молодые потерпят, но давайте обратимся к сухим цифрам. Я тут кое-что раскопал, предлагаю посчитать эффективность предлагаемых мер и, главное, понять – а для кого все-таки ставят «метки» на дорогах, лепят кружки на входных дверях, устанавливают лифты на станциях метрополитена.

Итак, по последней информации в Москве проживает около 1,2 миллиона инвалидов, из которых 1 миллион – пенсионеры, 30 тысяч – дети и 150 тысяч – вполне трудоспособные граждане. На поддержку инвалидов в бюджет Москвы заложено 11 миллиардов рублей, что в перерасчете на 1 инвалида получается 9166 рублей на одного инвалида. Немного, скажете вы, и будете совершенно правы – это немного, по меркам Москвы – копейки. Но не стоит забывать, что мы говорим про Москву, здесь порядок цифр немного иной. Инвалид в Москве получает пенсию, начинающуюся от 14500 рублей, это не считая льгот и надбавок. И если речь идет не о выжившем из ума старом человеке, то, скорее всего квартира инвалида сдается, а сам он живет у родственников или под Москвой – это дает еще дополнительный доход. Считают инвалидов у нас по прописке, между тем за 3 года я встретил в многомиллионной Москве лишь пару инвалидов в кресле каталке и ни одного слепого. Попрошаек в метро мы в расчет не берем.

Кстати, о «колясочниках». Большинство инициатив общественности направленно именно на них – это вполне понятно, ведь «колясочник» – эффектен, заметен, и все, что делается для их удобства – тоже заметно. В первую очередь это пандусы у подъездов, социальных учреждений и, конечно же, специальные автобусы с автоматическими пандусами. Я достаточно долгое время, пока у нас не открыли станцию метро, передвигался на автобусах и хочу вам сказать, что ни разу не видел, чтобы хоть кто-то воспользовался «автоматическим пандусом». Более того, вряд ли инвалид знает, как им воспользоваться. Выключатель находится достаточно высоко от земли и, если уж быть откровенным, скорее пассажиры автобуса вытащат коляску с инвалидом, чем дружно будут ждать, пока пройдет процедура «загрузки», способная парализовать и без того находящееся в перманентном апокалипсисе движение общественного транспорта. Внимание, вопрос. Как вы думаете, какая разница в стоимости автобуса с таким вот пандусом и без него? Недавно в Челябинске девушка-инвалид подала в суд на городские власти за то, что автобусы там не оснащены этими пандусами. Замена транспорта обошлась бы муниципалитету в 7 миллиардов рублей.

В Москве «колясочников» насчитывается 7 тысяч 300 человек. Это около 0,05% жителей столицы. Понимаете, да? Слепых в Москве 10 тысяч человек. Для того, чтобы было уютнее менее одной десятой процента жителей гигантского мегаполиса затрачиваются не менее гигантские средства. Посчитайте количество переходов, на которые сейчас ставятся «метки», посчитайте затраты на запуск лифтов на станциях метро. Вы готовы платить такую цену? Учитывая, что у вас в подъезде лифт «вырви глаз»? Ведь «метки» – это всего лишь альтернатива, достаточно поставить на светофоры звуковые «сигналы» и никакие «метки» не нужны. Но как же, ведь забив в тротуары эти бордюры можно потом отчитаться в стиле «результат» на лицо, да и деньги совершенно другие тратятся.

На этом история не заканчивается. Предлагается организовывать рабочие места для инвалидов. Стоимость организации одного рабочего места – 600 тысяч рублей, а зарплата у инвалида будет 15 тысяч рублей. Почему просто не выплачивать инвалиду эти 15 тысяч рублей в месяц и экономить 420 тысяч на другие нужды – не понятно абсолютно.

Москва – это не город для жизни, и уж тем более не город для жизни инвалида. Но тут надо сделать важную ремарку. Инвалид – это неполноценный член общества, даже если все загородить пандусами, ему легче ненамного станет. Гораздо важнее – забота о тех, кто по тем или иным причинам оказался один на один со своим горем. Наймите лучше сиделок, которые будут помогать инвалидам, и проблема решится сама собой. Почему-то я искренне верю, что это обойдется куда дешевле строительства лифтов в метро и многочисленных автоматических пандусов. Да и инвалидам будет не так грустно жить. Ведь главное, чтобы рядом был тот, кто сможет помочь. А помогать – это не на колясках по садовому кольцу рассекать, да.